inga_den (inga_den) wrote,
inga_den
inga_den

Category:

Школа для Ахиллеса

В последнее время я совсем не принадлежу себе, даже написать про школу времени нет совершенно. И вот, спустя месяц, пишу....

На следующий год Ахиллес идет в школу. В Израиле школы в основном по месту жительства (впрочем, есть исключения - в первую очередь, частные и религиозные школы). У нас в Кармиэле в школу записывают в соответствии с садиком, куда ходит ребенок, а если семья переехала - то по месту жительства. Школа N. возле нашего дома внушала мне ужас: подруга рассказывала про нее редкостные гадости (история, которая произошла в этой школе с ее дочкой, и впрямь чудовищна). Оглушительная рок-музыка, которую периодически включают во дворе этой школы, тоже вызывала наше стойкое неприятие. Так что мы решили сделать все, что в наших силах, лишь бы не отдавать Ахиллеса в эту школу.

А что мы, собственно, можем сделать? Во-первых, записать Ахиллеса в государственную религиозную школу: говорят, это вполне возможно, хотя мы и неевреи по Галахе. Во-вторых, поскольку своей квартиры у нас пока нет, можно переехать. Или хотя бы сделать вид, что переехала половина семьи. Этот вариант представлялся нам наиболее реальным. Наконец, наш рав рассказал нам про новую школу, которую собирались организовать в окрестностях Кармиэля, в мошаве Y (мошав - это такой поселок). Дело в том, что в Израиле в прошлом году было принято решение о появлении школ нового типа: светско-религиозных. И вот как раз такую школу собирались открыть в мошаве Y. Прошлым летом моя соседка Лена звонила туда, но оказалось, что оформление документов еще не закончено. Теперь нужно было выяснить: может, эту школу все-таки открыли?

Отдавать ребенка в религиозную школу нам не очень хочется. По многим причинам - не буду тут их все излагать. Ну, например, я категорически против раздельного обучения мальчиков и девочек. Да и горький опыт обучения в религиозной школе Даниной дочки сыграл свою роль.

Мы стали опрашивать знакомых с квартирами. Как раз недалеко от нас, в 8 минутах ходьбы, имеется вполне приличная начальная школа. Как назло, живущих поблизости друзей найти не удалось. Другая школа - школа X - по слухам, еще лучше, но расположена далековато: до нее километра два. Зато неподалеку живет дяденька, который отнесся к нашей проблеме с сочувствием. Правда, оказалось, что его адрес относится как раз к нашей школе N. Но на практике, - сказала мне работница мэрии, - родителям, живущим там, предлагают на выбор школу N. и школу X. Вот вроде и решилась проблема, хотя хитрить и изворачиваться мы с Даней очень не любим. К тому же меня, если честно, все-таки пугала перспектива вставать утром ни свет ни заря, вести Ахиллеса в школу (2 км туда, 2 км обратно), а потом днем проделывать этот путь еще раз. Для здоровья, конечно, полезно, но...

Тогда я набралась решимости и стала звонить в школу в мошаве Y. Телефон упорно не отвечал. Тогда Даня позвонил нашему раву, а он вспомнил, что тетенька из Y. как-то связана с одним милым американским равом. В свою очередь, милый американский рав дал телефон другого американского (?) рава, тоже милого. И тот сообщил нам, что школа функционирует, и что она теперь в Кармиэле! И дал другой телефон все той же тетеньки. Мы дозвонились до нее, но она сказала, что по вопросу записи в 1-й класс и дополнительной информации надо звонить другой тетеньке. Мы позвонили другой, она направила нас к третьей. Я набрала очередной номер и услышала в трубке: "Школа N. слушает!"

Я была просто в шоке! Ведь это та самая школа, от которой мы бежим! Как же мы попали на нее?! Перезвонила прежней тетеньке, и она наорала на меня в том ключе, что "если вы иврит не знаете - я тут не виновата", после чего у меня началась настоящая истерика. На выручку, как обычно, пришел Даня, который снова стал звонить раву. И тут выяснилась удивительная вещь: новая школа, о которой мы пытаемся что-то узнать, находится ВНУТРИ нашей школы N.! То есть это некое направление внутри обычной школы.

Понятно, что эта скудная информация нас удовлетворить не могла. Мы должны были выяснить, что к чему. Я стала звонить в школу. Оказалось, что информацией владеет завуч, которая сейчас на больничном. Когда выйдет - никто точно не знает. В общем, я звонила в эту школу почти каждый день. Секретарь стала узнавать меня по голосу. Она честно пыталась помочь: например, записала мой телефон и пообещала послать завучу электронное письмо - может, та мне перезвонит. Но все было напрасно. Никто мне не звонил, завуч все болела (оказалось, что у нее воспаление глаз), а время шло. Вот уже наступил срок записи в школу...

И тут завуч, наконец, вышла на работу! Однако в 1-й день никто не знал, когда ее можно поймать: у нее были уроки, совещание, а потом повышение квалификации. Зато Ахиллес принес из садика бумажку, предлагающую записаться в нашу школу. Мы посмотрели на часы приема - и увидели, что как раз сегодня есть прием после 16! Ну, сколько можно висеть на телефонной трубке?! Мы решили выяснить все на месте, быстренько оделись и побежали в школу - благо она прямо под окнами.

Первым делом я увидела ту самую секретаршу, которая столько дней терпеливо отвечала на мои звонки. Она ничем особо помочь не могла, но все-таки позвонила куда-то на всякий случай - и вдруг попала на русскоязычную учительницу, которая любезно согласилась со мной побеседовать по телефону. Вот что я узнала. В школе первый год работает смешанное направление, светско-религиозное. Пока все в самом начале: в некоторых классах учатся по несколько религиозных детей. Изначально инициативу проявили люди из мошава Y: они хотели организовать новую школу, но не набрали достаточное количество детей. Так что их дети сейчас ездят к нам. Им нравится: раньше они ездили в школу мисгава, но там, чтобы молиться, надо было приезжать на час раньше обычного, это неудобно. А в школе N. все дети приходят к одному и тому же часу, просто религиозные идут на молитву, а светские - на специальный урок. Кроме того, есть дополнительные уроки еврейской традиции, учат молитвам, Торе. К весне уже умеют читать "Биркат а-мазон" (это многостраничное благословение, которое читают после еды). Причем все это не в приказном порядке, а для желающих. На следующий год люди из мошава Y. обещают привести в 1-й класс 30 религиозных детей. Если так оно и будет - организуют два смешанных класса. Если же детей будет гораздо меньше - будет один такой класс. Религиозные мальчики ходят в кипах, девочки в юбках, но учатся они вместе, в одних и тех же классах. Сейчас школа подала документы на получение "смешанного" статуса, и учительница считает, что такой статус будет получен: на всем Севере больше школ с таким статусом нет. В общем, все звучало неплохо. Даня даже был уже готов подать документы, но я решила подождать до пятницы: в пятницу нас приглашали на День открытых дверей.

В пятницу мы пришли в школу ни свет ни заря. Даже Даня встал рано. Приходим и наконец-то находим неуловимого завуча! Я почему-то думала, что она русскоязычная - по настойчивости, с которой мне сватали именно ее. Но она оказалась ивритоязычной. Пухленькая такая женщина, очень милая. Повела нас в отдельный кабинет, где сидела еще какая-то дама (потом оказалось, что это директор). Завуч стала рассказывать про смешанное направление. Ее иврит был на редкость понятным, так что лично мне никакого переводчика было не нужно. Завуч сказала: "Мы принимаем всех. У нас есть еврейские дети - религиозные и светские, христиане, два друза и даже один араб. Мы не делаем различий. Все вместе празднуют еврейские праздники. Дети из религиозного направления утром идут на молитву, изучают Тору с преподавателем". Тут она заметила, что уроки Торы, естественно, ведет специальный преподаватель. И что лично она, например, женщина светская и, конечно, просто не смогла бы вести уроки Торы. В общем, эта завуч нас очаровала, я потом еще пару дней вспоминала ее милое лицо. А ее слова насчет религиозной толерантности - просто бальзам на душу. В Израиле с этим плохо. Светские не любят религиозных, религиозные - светских, те и другие с огромным предубеждением относятся к христианам, считая их идолопоклонниками. Религиозные, в свою очередь, делятся на огромное количество групп и группок, между которыми тоже нет мира и согласия. Я уж не говорю про отношение к арабам - сама к ним отношусь, скажем так, настороженно. Но уж если какой-то араб все равно живет в нашем городе, так пусть лучше его дети празднуют еврейские праздники и воспитываются в атмосфере терпимости, разве не так?

Потом нам еще предложили поговорить с русскоязычной мамой, дочка которой учится во втором классе: мама пришла в школу на какое-то совместное мероприятие родителей и детей, они месили тесто и делали пирожки. Мама сказала, что школой довольна. Прежде всего, в этой школе маленькие классы: не 35-40, а всего 20 человек. Есть один класс, в котором 26 человек, но это скорее исключение. В младших классах делается упор на чтение, на иврит, на увеличение словарного запаса - а нам очень важно именно это! Хотелось бы, чтобы у Ахиллеса был богатый иврит. Кстати, программу воспитания любви к чтению хвалили и противники этой школы: действительно, к весне первого класса все дети уже читают, причем читают книги. Вот английский, - сказала мама, - только с 4-го класса, если это для вас важно. С одной стороны - важно, с другой - на первых порах, пожалуй, Ахиллесу хватит иврита, чтобы не было каши в голове. Если ребенок отстает по какому-то предмету - преподаватель занимается с ним, можно сказать, индивидуально, в группе из 2-3 человек. Бесплатно, разумеется. Когда идет урок, в коридоре - абсолютная тишина. То есть с дисциплиной, в отличие от многих израильских школ, тут все в порядке. На мой откровенный вопрос, что она думает о плохой репутации школы, она ответила, что, действительно, сначала записала свою младшую дочь в другую школу, потому что в школе N. учились ее старшие дети (которые уже в армии), и опыт был скорей негативный. Но потом она передумала, отдала все-таки младшую дочь в эту школу и очень довольна. Ей кажется, что обстановка в школе сильно поменялась к лучшему. Кроме того, она старается участвовать в совместных мероприятиях (родители+дети), а раньше просто было не до того. (Я про себя подумала, что при всем моем отвращении к совместным мероприятиям - я же интроверт! - для моего иврита принимать участие в них было бы весьма полезно.) Что касается религиозного направления, то да, такие дети есть, все правда, но лично ее это мало интересует.

Самое смешное было в конце. Когда мы вышли во двор, как раз начиналась большая перемена. Мы увидели толстого мальчика лет десяти, который с важным видом настраивал музыкальную установку. Настроил - и полилась привычная оглушительная музыка. Некоторые дети стали танцевать. Так вот откуда странный подбор музыкальных хитов! Виной всему - толстый мальчик!

В общем, записали мы Ахиллеса в эту школу (на "смешанное" направление). В конце концов, если не понравится - мы всегда можем переехать, ибо на съемной квартире живем. Но я почему-то почти не сомневаюсь, что Ахиллес в этой школе будет чувствовать себя нормально. И сделать небольшой упор на религию нам тоже хочется - мы же верим в Бога. А то, нам рассказывали, в обычных светских школах, если ребенок верит в Бога, над ним, бывает, и смеются, можно даже стать изгоем на этой почве. Есть и обратные примеры. У соседского мальчика родители прошли гиюр и сейчас просто обязаны отдать сына в религиозную школу - иначе гиюр не утвердят!!! Более того, говорят, если забрать ребенка из религиозной школы, могут аннулировать уже утвержденный гиюр. Лично для меня это еще один аргумент не в пользу гиюра...

Недавно мы ходили в эту школу на встречу Субботы (совместное мероприятие школы, садика и родителей). В общем, ничего особенного: читали книжку, раскрашивали подсвечник, пели субботнюю песню. Только один момент меня тронул настолько, что я еле сдержала слезы: всем раздали по газетному листику и включили музыку Вивальди. Надо было шуршать газеткой в такт музыке под руководством преподавателя - и это было так трогательно! а музыка - так прекрасна! А вот Ахиллесу больше всего понравилось петь песню...
Tags: Школа
Subscribe

  • "Озон", "Лабиринт" и DHL, или Еще раз о заказе книг

    Я писала об этом много раз. Но обстоятельства постоянно меняются, кроме того, выясняются очередные "нюансы" (причем последние касаются не…

  • Мусор в ночи

    У нас на улице недавно появились мусорные баки нового типа: с педалью. Все бы хорошо, вот только захлопываются они с оглушительным шумом. "Тем, у…

  • Два невеселых российских фильма

    "Дорогие товарищи!" (2020, режиссер - Андрей Кончаловский) Фильм посвящен расстрелу рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Главная героиня -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • "Озон", "Лабиринт" и DHL, или Еще раз о заказе книг

    Я писала об этом много раз. Но обстоятельства постоянно меняются, кроме того, выясняются очередные "нюансы" (причем последние касаются не…

  • Мусор в ночи

    У нас на улице недавно появились мусорные баки нового типа: с педалью. Все бы хорошо, вот только захлопываются они с оглушительным шумом. "Тем, у…

  • Два невеселых российских фильма

    "Дорогие товарищи!" (2020, режиссер - Андрей Кончаловский) Фильм посвящен расстрелу рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Главная героиня -…