От Меа Шеарим до Пикассо

Совсем некогда было писать - дела, гости... Прокручиваю в голове воображаемые посты. Боюсь забыть что-то важное - время-то идет! Но вот, наконец, собралась рассказать о нашей поездке в Иерусалим две недели назад.

Началось все с того, что Даня решил в этом году читать Тору с комментариями РаМБаНа. Это 5 толстых книг. Дане удалось купить первую, третью и четвертую. Пятая - "Дварим" - еще не вышла, а вторую - "Шмот" - уже распродали. Вроде обещали допечатать тираж, так что Даня все-таки начал годовой цикл - в надежде, что скоро купит вторую книгу. Однако обзвон книжных магазинов ничего не дал. Тогда Даня на всякий случай решил позвонить редактору пятитомника Цви Патласу, чей телефон был указан в книге. И о чудо! Оказалось, что у Цви Патласа как раз завалялся экземпляр "Шмот", и он обещал продать его Дане перед Ханукой, когда он вернется из Америки. На том и порешили. Впоследствии оказалось, что 5-я книга ("Дварим") у него тоже имеется.

Перед Ханукой было много всяких мероприятий - собрание в школе, праздник в садике, еще что-то. Так что для поездки оставался единственный день - четверг. Все бы хорошо, но как раз в этот день к нам должен был приехать в гости мой старинный друг Соколов. По-хорошему, надо было сидеть дома и ждать дорогого гостя. Но в конце концов Соколов предложил приехать прямо из аэропорта в Иерусалим и там встретиться с нами, благо вещей у него было немного. На том и порешили.

Программа ожидалась насыщенная. Кроме встреч с Соколовым и Цви Патласом, а также непременной Стены Плача, мне хотелось побывать, наконец, в Музее Израиля. Я понимала, что посещение музея плохо вписывается в наши планы, но если не сейчас, то когда?! Посмотрела на всякий случай по карте, где находится музей и какие автобусы туда ходят.

До Иерусалима мы доехали на редкость быстро - меньше, чем за 2,5 часа. В 11.00 уже были на автостанции. Подъезжая, позвонили Патласу, но оказалось, что он еще не в городе. Это было кстати, потому что мы, как обычно, могли вначале отправиться к Стене Плача. Без проблем купили по карточке билет на трамвай и поехали к Яффским воротам. Кстати, Соколов просил нас узнать, нельзя ли где-нибудь оставить вещи. Накануне я поискала информацию в интернете, но выходило, что с камерами хранения в Иерусалиме (и вообще в Израиле) полная задница. Однако действительность оказалась не столь печальной. Прямо за Яффскими воротами в Ticket Office за 20 шекелей можно оставить вещи хоть на целый день. Официально - до 18.00, а реально до 19.00. Кроме того, оказалось, что Даня забыл дома кипу. Казалось бы, какая проблема купить? Но понравившаяся нам кипа с вышитым на ней Иерусалимом стоила аж 40 шекелей. Возмущенные, мы развернулись и пошли, но продавец побежал за нами, и в результате роскошная кипа была куплена за 20 шекелей.

После Стены мы покушали привезенной из дома печеной картошкой и принялись снова звонить Патласу. Оказалось, что он уже освободился, но скоро у него урок по скайпу. Так что шансов встретиться с ним почти что и нет. В любом случае он готов оставить книги для Дани в издательстве "Шамир". Но нам хотелось познакомиться лично, так что мы побежали ловить такси. Таксист оказался очень милым англоязычным дяденькой, который на вопрос: "Сколько?" ответил "По счетчику". Нас это более чем устроило, поскольку расстояние было километра два-три. Обошлось это нам в 25 шекелей. Приезжаем. Заваливаемся в издательство "Шамир" с вопросом, тут ли Цви Патлас. Мрачный дяденька отвечает нам, что сегодня Патласа не видел. Тогда Даня начинает звонить, и выясняется, что Патлас застрял в пробке неподалеку отсюда и предлагает нам пойти к нему навстречу.

Между тем до нас доходит, что мы находимся в районе Меа Шеарим, где проживают исключительно ультра-ортодоксальные евреи. В этом районе чужаков и камнями побить могут. Правда, в нескромной одежде нас упрекнуть сложно: я в длинной юбке, Даня в джинсах, а не в шортах, как обычно. Но у Дани нет кипы, а у меня не покрыта голова, так что опасность все-таки есть. Но тут мы видим Цви Патласа, который машет нам из машины. Мы садимся к нему, и он продает нам 2 книги дешевле, чем стоит одна из них в Интернет-магазине. Вот что значит личное знакомство! Кроме того, Даня успешно рекламирует меня как редактора, параллельно клеймя множество ошибок в издании. Надеюсь, со временем из этого что-нибудь да выйдет...

Улицы в Меа Шеарим узкие, машин много. Вдруг машина перед нами останавливается, и какие-то люди начинают загружать в ее багажник какие-то коробки. Движение полностью парализовано. Патлас в связи с этим делает неподражаемые жесты руками. Мне потом рассказали, что по образованию он мим, - неудивительно! Мы терпеливо ждем, пока погрузочно-разгрузочные работы закончатся. Тем временем Патласу уже звонят из Америки в ожидании урока. Наконец, мы расстаемся взаимно довольные друг другом.

И вот мы идем по Меа Шеарим в поисках автобусной остановки. Сориентироваться удается не сразу. Я слегка напрягаюсь, хотя народу на улице мало и никто не обращает на нас особого внимания. Облегченно вздыхаю, завидев женщину в брюках. Довольно скоро мы покидаем религиозный район и ждем на остановке автобус, который должен доставить нас к Музею Израиля. Ждем долго. Время поджимает: музей до пяти, а на часах уже третий час. Наконец, приходит автобус - и тут выясняется, что нам нужно в другую сторону. Между тем встречный автобус ушел несколько минут назад. Времени ждать больше нет, и мы снова ловим такси. За 40 шекелей оно довозит нас до Музея Израиля.

В Тель-Авивский художественный музей с рюкзаком нас просто не пустили, заставили сдавать в камеру хранения. в Музее Израиля оказалось по-другому. Тут мы сами были не прочь сдать увесистый рюкзак, но нам сказали, что это можно сделать только в каком-то офисе под залог. Офис мы не нашли. В автоматической камере хранения, куда мы радостно направились, ни одна кабинка не закрывалась. Так и пришлось таскаться с рюкзаком.

Мы сразу отправились к картинам, поскольку история и археология нас не особо интересовали. Добросовестно обошли всех классиков, импрессионистов, пост-импрессионистов, современных художников. Чесно признаюсь, Тель-Авивский музей впечатлил меня больше. Во всяком случае, коллекция импрессионистов там более богатая. Плюс мы попали на выставки Мунка и Брейгелей. В Музее Израиля тоже, конечно, есть что посмотреть. Но лично меня по-настоящему впечатлили только маленькая картина Рембрандта, пара полотен Писарро и небольшой зал Пикассо. В Тель-Авиве нам не хватило трех часов, чтобы обойти все, что хотелось, а в Музее Израиля мы через полтора часа уже соскучились и стали выбираться. Хотя я ни в коем случае не хочу охаять Музей Израиля. Просто то, что занимает лично меня, показалось не таким интересным, а смотреть древности и восточное искусство мы не пошли. Вообще, мне больше всего понравилось, как организовано пространство между зданиями. Такие милые скульптуры, фонтаны... хочется гулять и гулять.

В общем, около пяти мы уже разыскивали автобус, чтобы ехать к Старому Городу. Нашли остановку семерки, но молодая пара на остановке сказала нам, что нам нужна другая остановка. В результате мы оказались на остановке девятки. Возможно, это была ошибка, потому что автобуса мы ждали долго. Наконец, дождались. Удивительно, но ровно в 17.30 мы пробегали мимо "Маханаима", где накануне как раз в это время договорились встретиться с Соколовым. Но с тех пор мы уже успели все переиграть: поскольку возле Яффских ворот мы обнаружили точку, где можно оставить багаж, то именно там и договорились встретиться. Добежали до Яффских ворот - и вот он, Соколов! Добирался он из аэропорта ужасно долго. Прилетев полтретьего, он уже в четыре надеялся быть в Иерусалиме. Но маршрутка развозила всех буквально по домам, поэтому поездка сильно затянулась, причем он оказался последним. Кроме того, какая-то религиозная семья забыла в маршрутке свой чемодан, и водителю пришлось проехать полгорода, чтобы вернуть багаж незадачливым хозяевам. В результате полшестого Соколов только-только успел войти в Старый Город и у Стены Плача еще не побывал. Так что мы вместе побежали к Стене.

Был седьмой час вечера. Покушать в любимом месте (кафе "Римон" возле "Маханаима") мы уже явно не успевали, ибо последний автобус на Кармиэль уходил в 19.45. И это только потому, что был четверг! В остальные дни последний автобус уходит в 16.30. В результате мы решили поесть прямо в Старом Городе. Зашли в какую-то забегаловку по пути к Яффским воротам, и там оказалось вполне прилично. Взяли салат, баклажаны с помидорами и бутылку вина - как обычно, еды вполне хватило на троих. Цены тоже оказались не выше средних израильских, несмотря на туристическое место. Единственный минус - долго ждали баклажан (подозреваю, что про них просто забыли), и в итоге Соколов чуть не опоздал забрать до семи свой багаж.

В этот же день в Иерусалим ездили по делам люди из руководства нашей общины: Эли, Сефи и Таня. Возле кафе мы с ними и встретились. Добежали до остановки трамвая, Эли и Сефи купили билеты... а мы не можем! Суем в аппарат карточку, а нам на одном из этапов вместо "Продолжить" или "Подтвердить" выдается только пункт "Вернуться", так что мы топчемся на месте. Таня говорит: давайте лучше на иврите! (Мы покупали на английском.) Но и на иврите автомат вел себя аналогичным образом. Между тем пришел трамвай. Мы сесть в него не можем, потому что билеты не куплены, а в трамваях всегда куча контролеров и огромные штрафы. Ждать следующий трамвай рискованно - он будет только через 20 минут, и автобус на Кармиэль, скорей всего, уйдет без нас. В результате мы с гостем и Таней побежали ловить такси - наше третье такси за день! Как назло, такси не наблюдалось, не то что днем. Но все кончилось хорошо: такси приехало, и мы благополучно успели на автобус. Два с половиной часа - и мы дома.

Ездить бы и ездить в Иерусалим...
Tags: Иерусалим, Культура, Поездки

• Хожение за три города: Тель-Авив - Яффо - Бат-Ям

Не успела я выложить все фотографии Бейт-Шеана, как появилась куча новых. Вчера по случаю Дня независимости мы ездили на поезде в центр страны.…

• Фильм "Повесть о любви и тьме" (2015)

Действие происходит в Израиле 1940-х годов. История страны и взаимоотношения в семье показаны глазами маленького мальчика, живущего в Иерусалиме.…

• На подступах к Бейт-Шеану

Вход в заповедник Бейт-Шеан платный (50 шекелей). Кроме того, из-за короны входные билеты надо бронировать заранее. Есть два интервала: с 8 до 17 и с…

• Хожение за три города: Тель-Авив - Яффо - Бат-Ям

• Фильм "Повесть о любви и тьме" (2015)