inga_den (inga_den) wrote,
inga_den
inga_den

Category:

Ночной Иерусалим

Перед Рош а-Шана принято по ночам читать слихот - покаянные молитвы. И вот мы вместе с общиной поехали для этого в Иерусалим.

Выехали в семь часов вечера. В Иерусалиме были в десять с хвостиком. Подвезли нас к Мусорным воротам, совсем рядом от Стены Плача. Но к самой Стене мы вначале не пошли: у нас была заказана экскурсия в туннели под Стеной Плача. Это, конечно, здорово! Вход в туннели - с левой стороны площади перед Стеной Плача. Это кусок Иерусалима, каким он был свыше 2000 лет назад: ведь с течением времени жилая поверхность "поднимается" на метры. А тут - настоящие катакомбы! Красивые своды, стены, вода, стекающая по ним. Узкие проходы. Мы даже видели пещеру с небольшими сталактитами. И подземное озеро. "Отрытые" площади впечатляют, не меньше километра в один конец. Все это - под Стеной Плача и окрестной территорией. Удивительно! В частности, мы подошли к месту, которое ближе всего к "кодеш кодашим" - Святая святых. В сущности, та же самая Стена Плача, только "с изнанки". И тоже между камнями - записки.

(Жаль, что моя мыльница совершенно не приспособлена для съемок в темноте!)


Подземные туннели.


Подземное озеро


Подземная экскурсия длилась часа полтора, после чего мы пошли к Стене Плача молиться. Я нашла в своем молитвеннике "слихот", но они были без перевода, так что я не так уж много и прочитала. В этот период - перед Рош а-Шана - в Старом городе Иерусалима обычно полно народу. Правда, в прошлом году людей было еще больше. Но и в этом - немало.





А потом мы отправились на ночную экскурсию по Старому городу. Было 2 часа ночи, хотелось спать. Но как все-таки романтично - бродить в это время по Старому городу! Да еще с хорошим экскурсоводом...  Правда, не очень помню, о чем он нам рассказывал... В частности, мы были на могиле царя Давида (хотя не все историки согласны с тем, что там похоронен именно Давид). Очень мощная энергетика, но какая-то хаотичная, несбалансированная... Лично мне захотелось поскорее уйти оттуда. По дороге мы набрели на прилавок, где продавали настоящий кофе (кофе + пирожное стоило 5 шекелей). В стаканчике с кофе было много гущи - зато он был настоящий, крепкий, горячий! Мы с Даней не так уж плохо знаем Старый город, но экскурсовод заводил нас в места, где мы не были никогда. Например, оказалось, что с ул. Хабада можно подняться на крышу, а по крышам можно гулять. Тут есть дорожки, скамейки, фонари - все, как внизу, только это на крыше! Потом мы сделали остановку возле муниципального детского садика. А это ведь Старый город, всюду камни, камни, никакой зелени - как же бедные дети тут играют?!


Христианская церковь.


На крыше.


Вставало солнце. Мы устали, и нам дали час прийти в себя. А потом состоялся подъем на Храмовую гору! Но я на Храмовую гору не поднималась по не зависящим от меня причинам.

Поэтому считаю уместным приложить рассказ о подъеме на Храмовую Гору от Дани:

Храмовая Гора, конечно, была кульминацией всей поездки. Жалко, что у Жени не получилось.

Прежде всего хочется сказать: оказывается, сделать это совсем не так сложно, как кажется. По крайней мере в наше время. Вход там, в общем-то, свободный, и, в отличие от музея "Традиции Западной Стены", совершенно бесплатный и не требующий предварительной записи. Просто утром в какой-то момент возле Мусорных ворот открывается дополнительная калитка с отдельным контрольно-пропускным пунктом, ведущим на пандус к Храмовой горе. Туда выстроилась изрядная очередь, главным образом состоящая из иностранных туристов, и, как только полицейские начали свой рабочий день, ворота открылись, и всех стали запускать. Проверка удостоверений личности (теудат-зеуты у нас, паспорта у туристов), плюс вполне традиционная в Израиле проверка вещей на предмет оружия и прочего "запрещенного". Я слышал, что в данном случае запрещены также книги, но мы заранее упростили ситуацию - оставили практически все вещи у Стены с несколькими людьми из нашей группы, кто не пошел на Гору. (Вероятно, это действительно полезная подстраховка: чтобы дойти до Стены Плача, достаточно не иметь оружия, а для подъема на Храмовую Гору ограничения на вещи все-таки строже. Поэтому лучше идти туда "налегке".)

Необычными являются только два ограничения. Первое: на Храмовую Гору всем дают сопровождающих полицейских. Нашу группу сопровождали несколько человек; мне говорили, если поднимаешься один, то дают двух сопровождающих. Второе: на входе всех инструктируют, что ни в коем случае нельзя молиться, даже шевелить губами. В противном случае рискуешь тюрьмой. Это касается всех немусульман, как евреев, так и туристов; впрочем, за евреями, по-моему, следят бдительнее.

После утомительного стояния в очереди нас, наконец, пропустили на пандус (он поднимается на Гору чуть правее женской половины общедоступной части Стены Плача). И вот она, Храмовая Гора.

Это место в каком-то смысле бесполезно описывать. Ощущение ведь не передашь словами. К тому же у всех, наверно, разные ощущения, кроме одного - сильнейшая энергетика. Лично мне подумалось, что это прекрасное место, чтобы просто гулять. Парк, скамейки, какое-то умиротворение в этой местности. Золотой купол в середине, вопреки моим ожиданиям, отнюдь не создает диссонанса, наоборот, скорее усиливает впечатление: вот она, строительная площадка Всевышнего. А центр будущего строительства, пока основные работы не начаты, прикрыт красивой золотой полусферой. На самом-то деле Первый и Второй Храмы, согласно сохранившмся в традиции сведениям, были раз в десять выше этого купола, примерно как двадцатиэтажный дом.

Мы обошли по периметру всю Храмовую Гору. На самом деле это искусственно созданный прямоугольник, огражденный и "подпертый" со всех сторон стенами (западная из них и есть Стена Плача). На той половине прямоугольника, где собственно должен быть Храм, а сейчас купол Омара, все усажено оливковыми деревьями, и они полны свежими маслинами.

Еще одно ощущение, которым хочется поделиться. Можно по-разному относиться к галахическим правилам, запрещающим заходить на территорию Храма вследствие нечистоты мертвого тела, которую по Торе ликвидирует лишь пепел красной коровы. Кто-то скажет, что это мракобесие, кто-то понимает это так серьезно, что вообще считает недопустимым подъем на Гору, американские туристы просто не в курсе и тихо игнорируют, но лично я бы действительно не решился подниматься на территорию самого центра, где купол. Там "эпицентр" мощной энергетики Храма, и интуитивно кажется, что заходить туда можно только действительно в особенно чистом состоянии - примерно так же, как не стоит вплотную приближаться к источнику сверхвысокого напряжения в мокрой одежде.

Выход с Храмой горы происходит через другие ворота, не через пандус входа, а через улицу в арабском квартале. Момент, когда уходишь с этой территории и оказываешься в Старом Иерусалим (тоже вообще-то обладающего сильнейшей энергетикой сравнительно с большинством других мест планеты), ощущается как выключение выключателя. Только что был в особом мире - и вот уже "просто" Иерусалим.


В 9 утра мы поехали в Кармиэль. Первую половину дороги болтали, вторую - спали. Странная и трудная получилась поездка, но - хорошая.
Tags: Иерусалим, Поездки, Храмовая гора
Subscribe

  • Коротко о фильмах

    Совершенно нет времени писать развернутые рецензии. Решила, что лучше рассказать о фильмах кратко, чем вообще ничего не написать. Первые три фильма…

  • Вирджиния Вулф "Миссис Дэллоуэй" (1925)

    "Миссис Дэллоуэй сказала, что сама купит цветы" - так начинается роман. Никогда не читала произведений Вирджинии Вулф и решила, наконец, восполнить…

  • Тель-Авивский музей изобразительных искусств - 3

    Винсент Ван-Гог "Пастушка" Я уже писала про этот музей здесь и здесь. Там куча фотографий, повторять их смысла нет, поэтому здесь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments