inga_den (inga_den) wrote,
inga_den
inga_den

Categories:

Гиюрный шабат. Преамбула.

У нас при общине сейчас есть гиюрный курс. Нас тоже туда записали, хотя мы особо не рвались. Но и возражать не стали: познакомиться с еврейской традицией совсем не вредно, никто ведь потом не заставляет непременно гиюр проходить. То есть у нас не было ни категорического "нет", ни категорического "да", мы просто присматривались.

Вообще-то после приезда в Израиль мы уже посещали от случая к случаю гиюрные курсы, которые ведет наш рав. Лектор он замечательный, и нам было интересно. Хотя в целом эти гиюрные курсы производили довольно странное впечатление. Ходили туда почти исключительно женщины. Это и понятно: девочки хотят нормально выйти замуж, а в Израиле это можно сделать, только будучи еврейкой. Кроме того, у еврейки дети - тоже евреи, так что еврейство матери имеет значение, а еврейство отца - в общем-то не имеет. Так что девочка, проходя гиюр, заботится о своем будущем и будущем своих детей. Казалось бы, такая благородная цель. Но ведь гиюр нельзя принимать из корыстных соображений! А такие соображения, безусловно, корыстны. Я ведь слышала, что говорят эти девочки на переменках, так что в их религиозные порывы мне верится с трудом. Нет, кое-кто совершенно честно хотел влиться в ряды еврейского народа, но первична все-таки была какая-то личная выгода. По крайней мере, мне так показалось.

У нас в общине - дело другое. Люди ходят на гиюрные курсы с самыми серьезными намерениями. Но тут я поймала себя на мысли, что есть две большие разницы, смотришь ли ты на все это со стороны или примеряешь на себя. Скажем, одно из условий прохождения гиюра - отдать детей в религиозные школы. А мне совершенно не хочется, чтобы Ахиллес пошел в такую школу. Во-первых, там девочки учатся отдельно от мальчиков, а я большая противница такого подхода. На мой взгляд, он только формирует у детей комплексы и неумение нормально общаться с лицами противоположного пола. Во-вторых, у нас перед глазами горький пример Даниной дочки Алисы, 6 лет посещавшей религиозную начальную школу. По окончании этой школы ребенок сильно сомневался в существовании Бога, более того, у него появилось стойкое отвращение к религии. В старших классах Алиса постоянно ныла, что ей просто жалко тратить столько времени на изучение всей этой "фигни" (имеется в виду, скажем, заучивание признаков проказы на стене дома - ну зачем это ребенку?!) Мы в Бога верим, и нам бы очень не хотелось, чтобы у Ахиллеса возник подобный эффект отторжения. Хотя кое-кто из светских стремится отдать детей в религиозную школу, потому что считается, что там лучше дисциплина (в светских школах дисциплина практически отсутствует). В принципе, есть и вполне неплохие религиозные школы. Где-то даже совместное обучение вводят. Но попробуй такую найди!

Есть и другие требования к проходящим гиюр. Например, ходить в синагогу. Понятно, что в данном случае имеется в виду ортодоксальная синагога, а не наша любимая консервативная. Между тем я так привыкла к консервативной синагоге, где мужчины и женщины молятся вместе, где прекрасно поют, где такая чудесная атмосфера, все друг другу рады. Я чувствую острый дискомфорт в синагоге традиционной, где женщины, как правило, сидят где-нибудь на балконе за барьером, там ничего не видно и почти ничего не слышно, никакой вовлеченности в молитву не ощущаешь, а, напротив, испытываешь острое чувство унижения. По крайней мере, у меня так. Даня к положению женщин в синагоге относится еще более негативно, чем я. Поэтому консервативная синагога оказалась для нас просто подарком. Мы, правда, не очень часто туда ходим, но все-таки иногда бываем, даже порядок вечерней субботней службы более-менее выучили.

Вообще, в Израиле под словом "гиюр" понимается гиюр ортодоксальный. Предполагается, что люди, прошедшие гиюр, после этого начнут вести религиозный образ жизни: не включать свет в шабат, не ездить на машине, строго соблюдать кашрут (в частности, поделить всю посуду на мясную и молочную). Оставим в стороне вопрос, все ли прошедшие гиюр выполняют все эти предписания. Что касается нас с Даней, мы к этому совершенно не готовы. Хотя верим в Бога, в Божественное происхождение Торы, и в целом иудаизм нам близок. По мере сил стараемся следовать каким-то основополагающим заповедям, помимо этических: не работаем в шабат, не покупаем некошерное мясо, не смешиваем мясное и молочное в одной трапезе (однако посуду не делим). Есть вещи, которые явно описаны в Торе, но меня они смущают. Например, законы 7-го года - непонятно, как вообще к этому подступиться (согласно Торе, евреям запрещено обрабатывать землю каждый 7-й год, сейчас в Израиле это не соблюдается, хотя и предпринимаются попытки окольными путями обойти запрет). Есть вещи, в Торе не описанные - ни в Письменной, ни в Устной. Это постановления мудрецов разных веков, и многое вызывает большие сомнения: скажем, приравнивание электричества к огню нам кажется большой натяжкой - а ведь именно на этом основан запрет пользоваться электричеством в шабат! С другой стороны, мы стараемся в шабат не включать компьютер, потому что это грубо нарушает всё умиротворение, всю атмосферу шабата. Мы чувствуем потребность не только в спонтанной, но и в стандартной молитве, поэтому выучили все три части "Шма Исраэль" и читаем их утром и вечером. С недавних пор стали по шабатам читать после трапезы "Биркат а-мазон" - надо же как-то поблагодарить Бога за вкусную еду... В общем, мы ищем свой путь. И нам кажется неправильным закрыть все наши поиски жирной печатью: "Гиюр прошли".

Тем не менее, когда наша гиюрная группа на весь шабат поехала в отель на берегу моря, мы после некоторых колебаний решили присоединиться. Хотелось поехать всей семьей, взять с собой папу - хотя какой из него гиюрник? Но в последний момент папе с Витей было отказано, мы из солидарности тоже решили не ехать, но папа с Витей хором сказали: поезжайте! И правда, хотелось на море, хотелось побаловать Ахиллеса. Ознакомиться с тем, что предлагала гиюрная программа, мне тоже казалось любопытным. Итак, мы поехали в мошав Шавей Цион, расположенный к югу от Наhарии.
Tags: Духовное, Община
Subscribe

  • Море лечит

    После посещения больницы в Хайфе зашли на пляж искупаться. Было начало девятого, солнце только что село. Народу полно, вода теплая (+29С). Вроде бы…

  • Хожение за три города: Бат-Ям

    Начало здесь. Почему-то никак не могла собраться выложить фотографии Бат-Яма - конечного пункта нашего путешествия, совершенного 14 апреля. Может…

  • Пробежка по Яффо

    Начало здесь и здесь. Дело было 15 апреля, почти месяц назад, но я собралась выставить фотографии только сейчас. Напомню, что шли мы в Бат-Ям, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Море лечит

    После посещения больницы в Хайфе зашли на пляж искупаться. Было начало девятого, солнце только что село. Народу полно, вода теплая (+29С). Вроде бы…

  • Хожение за три города: Бат-Ям

    Начало здесь. Почему-то никак не могла собраться выложить фотографии Бат-Яма - конечного пункта нашего путешествия, совершенного 14 апреля. Может…

  • Пробежка по Яффо

    Начало здесь и здесь. Дело было 15 апреля, почти месяц назад, но я собралась выставить фотографии только сейчас. Напомню, что шли мы в Бат-Ям, а…