Шабат в Иерусалиме -1

Меня давно мучило, что мы никак не можем вывезти моего папу в Иерусалим. Он был там 4 года назад, когда мы приезжали в Израиль в качестве туристов. А с тех пор, как мы тут поселились, - ни разу. Причины объективные: папа плохо ходит, значит, надо везде возить его на такси, а это требует немалых денег. До Иерусалима 3 часа на автобусе, а папа плохо переносит долгие поездки: у него быстро устают ноги, и потом уже ничто не в радость. 3 часа в один конец и 3 часа обратно для него слишком тяжело. И все-таки у нас с Даней было чувство вины, что мы до сих пор ничего не придумали и не вывезли папу, он ведь так любит новые впечатления! Поэтому когда в нашей общине объявили о 2-дневной поездке в Иерусалим, мы сразу поняли, что это наш шанс. Было даже неважно, какая программа, главное - гостиница в Иерусалиме! (Замечу, что поездка была субсидированной, а для нашей очень небогатой семьи это крайне важно.)

Возник вопрос, брать ли с собой Витю: в пятницу он вообще-то учится, кроме того, в один из дней у него намечалось переписывание важной контрольной по математике, причем неизвестно, в какой именно. Сам Витя тоже не горел желанием ехать с нами, предпочитая насладиться свободой. Мы запретили ему гулять в пятницу вечером - тогда он тут же захотел пригласить к себе друзей. Вначале мы ему это тоже запретили, но потом, посовещавшись, все же разрешили. С двумя условиями: никакого алкоголя и не больше 3-х гостей. Оставили ему кое-какой еды и купили по его просьбе 3 больших пиццы.

Сбор был в 6.45 утра. Даня накануне зашиб ногу, папа ходит плохо, так что решили к месту встречи поехать на такси. Немного закопались и опоздали: когда наше такси подъехало к остановке, наша группа уже заканчивала посадку в автобус. Так что места нам достались почти в самом хвосте.

До Иерусалима доехали без приключений. Была одна небольшая остановка на завтрак на какой-то автозаправке, где мы купили на четверых два больших куска пирога и с удовольствием их умяли.

Первым пунктом нашей программы был музей Яд-ва-Шем (музей Холокоста). Говорят, что детей до 12-ти лет в Яд-ва-Шем не пускают, так что у малышей, включая Ахиллеса и его друга Никиту, была особая программа: их повезли в ледовый город. Возглавлял детскую группу Сефи: кроме наших русских мальчиков, в нее входили четверо детей Сефи и двое детей Ави (хотя большая часть участников экскурсии говорила по-русски, с нами поехало несколько англо- и ивритоязычных друзей). Я несколько волновалась за Ахиллеса: он у нас такой бука, и его первый опыт общения с большим темпераментным Сефи был не слишком удачным. Забегая вперед, скажу, что в этот раз все прошло прекрасно: Ахиллес растет, все лучше понимает иврит, у него постепенно появляется уверенность в себе.

Мне идти в Яд-ва-Шем, честно говоря, не особо хотелось: я там уже была, а тема тяжелая. Кажется, ну что мы еще не знаем про гибель 6 миллионов евреев? Правда, в России об этом упоминали скорее вскользь. Дело не только в антисемитизме, просто на этой войне погибло 20 млн советских граждан, и миллионы евреев как-то терялись на общем фоне. Евреи, конечно, вспоминают эти события с особой болью: почти у всех есть погибшие родственники, нередко целая ветвь родословного древа была начисто срезано фашистами. В Израиле о Холокосте много рассказывают в школах (только не в арабских). Накануне нашего визита в Иерусалим как раз был День Памяти Катастрофы, утром в связи с этим 2 минуты выла сирена.

Итак, мы отправились в музей, где у нас была запланирована 3-часовая экскурсия. Пока то, пока сё, - в общем, экскурсия началась в 10.30. Экскурсию вела очень милая девушка, которая регулярно повторяла: "Я ведь уже 4 года здесь работаю!" (ей кажется, что это очень много, почти вся жизнь...) Девушка углядела, что мой папа с палкой, и посоветовала взять стул в камере хранения. В камере хранения был выбор: складной брезентовый табурет или инвалидная коляска. Я выбрала табурет, хотя он казался очень хлипким (но папу, к счастью, выдержал). Мы с Даней уже были один раз в Яд-ва-Шем - однако оказались не готовы к тому, что нам предстояло. В этот день музей был воистину набит битком, в каждом зале - толпы народу. Папа передвигался с трудом, причем иногда было нелегко найти место, чтобы поставить табуретку. Нам выдали приемники и наушники, так что экскурсию можно было слушать на расстоянии (увы, у Дани приемник очень быстро "сдох", и он страдал всю экскурсию, пока в самом конце я не пожертвовала ему свой агрегат). Мы оказались в музее 20 апреля - в этот день родился Гитлер, а также началось восстание в Варшавском гетто. Так что экскурсия была в основном посвящена Варшавскому гетто. Представьте себе полмиллиона евреев на маленьком клочке земли, средняя плотность населения - 10 человек в комнате. Есть нечего - евреев снабжают продуктами по нормае 84 килокалории в день. Гетто окружено стеной высотой в 3,5 метра. Тем не менее евреи как-то выкручиваются: продают ценные вещи, через стену им взамен перебрасывают какую-то еду. Хуже пришлым, не жителям Варшавы, которых согнали в гетто в начале войны: у них ни связей, ни денег. Еще хуже детям-сиротам - у них нет вообще ничего, они живут на улицах, побираются, умирают с голода. Смертность от голода довольно высокая. В довершение к этим бедам начинается физическое уничтожение евреев, их вывозят в лагеря смерти по ежедневной разнарядке, и в 1943 г. в гетто живут уже не сотни, а десятки тысяч. И вдруг в апреле вспыхивает восстание. Оно продолжается целых 27 дней - Франция сопротивлялась меньше! На территории гетто идут настоящие военные действия. Понятно, что силы неравные, в конце концов фашисты просто сжигают кварталы гетто, большая часть защитников погибает, остальных евреев отправляют в концлагеря. И все-таки это потрясающе: горстка беззащитных евреев против машины Третьего Рейха! За 2 года до окончания войны! И ведь они действительно воевали - были уничтожены ТЫСЯЧИ фашистов!

В целом эта экскурсия понравилась мне куда больше предыдущей. Она закончилась в 13.30 - на полчаса позже назначенного срока. Мы с папой идем потихоньку к выходу, застреваем по пути... и тут я заблудилась. То есть я все время шла по стрелкам "Выход", но это были, видимо, какие-то не те стрелки, включающие в себя долгую прогулку по парку. Мы шли и шли, папа устал (он и так держался молодцом - а тут дочка завела не в те дебри). Я по своему обыковению стала нервничать.. но наконец мы выбрались наружу. Нас уже все ждали. Мы сели в автобус, и тут я стала беспокоиться об Ахиллесе. Почему-то никто не мог мне ответить на простой вопрос, когда мы заберем детей из ледового города, и я прямо-таки разозлилась. Но волновалась я напрасно, скоро довольные дети вернулись в наш автобус. Ахиллес рассказывал о ледяном слоне и ледяных обезьянах, в общем, ледовый город ему понравился. А мы поехали на могилу праматери Рахели, где я с чувством помолилась.

И вот, наконец, нас привозят в гостиницу. Выдают ключи от комнат: нам с Даней и Ахиллесом достается семейный номер на 3-м этаже, папу селят на 6-й этаж вместе с молодым человеком - сыном наших друзей. Мы вместе с папой отправляемся в наш номер, друзья с сыном - в свой, так что номер на 6-м этаже временно пустует. В номере мы перекусываем привезенной из дома печеной картошкой, переодеваемся, и нас везут к Стене Плача. По программе у Стены Плача мы должны встретить шабат и вернуться в отель пешком (около 5 км). Понятно, что моему папе такая прогулка не по силам, и обратно мы можем добраться только на такси. Правда, выясняется, что автобус, доставивший нас к Мусорным воротам Старого города, спустя полчаса возвращается обратно, и мы можем поехать на нем. Можем, да не можем: нас высадили на приличном расстоянии от ворот, на прогулку до места у папы уходит минут 15 - значит, чтобы успеть на автобус, надо сразу назад поворачивать? Между тем Даня каждый раз молится у Стены Плача полчаса минимум, да и мне в меньшее время уложиться трудно. Так что мы решаем наплевать на автобус, спокойно помолиться и поймать такси. Между тем наша община начинает совместную молитву. Но у Стены женщины и мужчины молятся раздельно, так что единственный способ молиться вместе - встать возле занавески, отделяющей мужскую половину от женской. Поскольку мы горячие противники сегрегации по половому признаку (особенно Даня), нам такая совместность не по вкусу, и, помолившись самостоятельно, мы спокойно идем к выходу.

Мои мальчики неподалеку от Стены Плача.

Такси ловится без проблем, и за 60 шекелей мы едем в гостиницу. Солнце еще не село, до ужина далеко, и нам с Даней, конечно, хочется прогуляться. Папа остается с Ахиллесом, а мы идем обследовать окрестности. Неподалеку виден новый красивый подвесной мост (говорят, он называется Струнный мост), кругом - правительственные здания: Земльное управление, Верховный суд, МИД.

Струнный мост

Вдруг мы видим указатель "Кнессет" и тут же загораемся желанием посмотреть на здание нашего парламента. Спрашиваем у прохожих, они улыбаются, пытаются нам объяснить, машут руками в разные стороны - но кнессет найти не удается. Даня смотрится весьма колоритно: в шортах и желтой футболке, с рюкзаком, он подходит ко всем подряд и вопрошает: "Эйфо кнессет шеляну?" ("Где наш кнессет?") Наконец, какой-то молодой человек указывает на лестницу, ведущую в Парк Роз. Мы поднимаемся и читаем на схеме, что имеется в этом в парке. Среди прочих достопримечательностей там перечислен и кнессет, но где он?? На плане его нет! Мы начинаем блуждать по Парку роз...

Пруд в Парке Роз.

И вот, наконец, мы видим нечто, напоминающее кнессет! Но подойдя поближе, разочарованно вздыхаем: это не кнессет, это какой-то стадион с трибунами. Однако, выйдя из парка, мы обнаружили, что это все-таки был кнессет! Только сзади. Сомнений не остается: тут тебе и вывеска, тут тебе и будка с охраником, чуть поодаль - знаменитая менора. Нашли!

Даня на фоне кнессета.

Когда возвращались в отель, стало темнеть. Вдалеке - странно рогатое здание...

(Продолжение следует)
Tags: Иерусалим, Поездки

• Программа-минимум выполнена

Какой же сегодня был прекрасный день! Можно было никуда не торопиться, неспешно все делать в своем темпе. Как ни странно, свою программу-минимум я…

• Отдых. Дни 4-5. Общение.

В субботу мы встречались с нашими хайфскими друзьями, которых не видели почти год. Они повезли нас на пляж а-Шакет. Он вообще-то религиозный, то есть…

• Отдых. День 2. Герцлия и выставка Сальвадора Дали

Спала плохо. Проснулась среди ночи, сдуру залезла в интернет - а потом полтора часа мучилась бессонницей. Море тоже не порадовало. Волны, меня…