inga_den (inga_den) wrote,
inga_den
inga_den

Categories:

О садиках и школах

1 сентября Витя пошел в школу, а Ахиллес - в садик. Надо сказать, что Ахиллес в садик рвался. Он даже в сжатые сроки научился пользоваться горшком - лишь бы его взяли в садик. Садик у нас в двух шагах от дома: от подъезда идти минуты 2-3. Называется "Зайт" ("оливка"). Садик муниципальный, поэтому дёшев (в мэрии мы заплатили 300 с чем-то шекелей за год). Однако и работает только с 7.30 до 13.30.

Итак, 1 сентября. 8 утра. Мы пришли в садик. Стоим в хвосте длинной очереди родителей и детей. Минут через десять выясняется, что мы пришли не в тот садик: нам нужно в соседний (а мы-то думали, что это все один большой).  

Идем в соседний. Нас встречают жизнерадостные тетеньки разного возраста. Мне предлагают заполнить анкету на 3,5 страницах. На иврите, естественно. Я начинаю пыхтеть над заполнением. Ахиллес скучает. Пытается залезть на столик, и ему делают замечание. А я все заполняю... В общем, у меня на это уходит не меньше получаса. Причем в анкете остаются пробелы, так как я понимаю далеко не все. Но вот, наконец, с бюрократией покончено. Ахиллес присоединяется к детишкам, которые что-то сооружают из конструктора, и уже не обращает на меня никакого внимания. Я тихонько ухожу. Через час с небольшим возвращаюсь: первый день сокращенный. Ахиллес по-прежнему доволен, и мы идем домой. На 2-й день тоже все проходит гладко, хотя Ахиллес остается в садике уже на 3 часа.

Неприятности начинаются на 3-й день. В 11.30 нас вызывают в садик телефонным звонком: Ахиллес плачет и требует маму. Когда мы с Даней приходим, он уже не плачет, а просто стоит тихий и зареванный, тогда как остальные дети гуляют на улице и катаются на больших прикольных машинах. Воспитатели объясняют, что наш ребенок звал маму, и его невозможно было успокоить. Последующие дни проходят ни шатко ни валко. Ахиллес по-прежнему плачет, но нас уже не вызывают.

На 6-й день происходит забастовка. Ахиллес отказывается идти в садик наотрез. Вначале он еще колеблется, соблазняемый шоколадом, но потом бросает шоколад на стол и говорит твердое "нет". Я вытаскиваю его к лифту, но он упирается изо всех сил. На вопрос, любит ли он маму, он отвечает отрицательно. Тогда я срываюсь. Как назло, в это утро мне назначена на 8.30 встреча у адвоката (по поводу смены папиного статуса - мы должны до 10 утра отправить запрошенную анкету в Тель-Авив). Между тем уже почти 8, а Ахиллес все еще упорствует. У папы, как назло, разболелась нога, он еле-еле передвигается по квартире, так что оставить с ним Ахиллеса попросту нечестно. В общем, я устраиваю большой скандал. Ору, что раз Ахиллес не хочет идти в садик, никаких развлечений у него больше не будет никогда. Отбираю у него все мультики, демонстративно запихиваю их в свой рюкзак и убегаю. Ахиллес, естественно, бьется в истерике. Но мне уже не до него. Я злая, расстроенная и думаю только о том, как успеть к адвокату. Минут через пять после моего выхода из дома мне звонит папа: Ахиллес орет, что хочет в садик. Он понял, как плохо жить без мультиков, и сменил свое мнение на противоположное. Ну, не могу же я не вернуться от таких новостей! Но когда возвращаюсь, оказывается, что Ахиллес опять передумал и в садик идти уже не хочет. В общем, я опаздываю к адвокату на 25 минут. И тут мне звонит Даня. Он как раз встал с постели, надавил на Ахиллеса, тот понял, что с папой шутки плохи и подобные скандалы даром не проходят - и согласился на садик! Так что Даня его туда успешно отвел.

С тех пор битва за садик идет с переменным успехом. У нас нет выхода: нам надо идти в ульпан учить иврит, а ульпан тоже по утрам. Папе сидеть с Ахиллесом без всякой помощи слишком тяжело, Витя в школе... В общем, приходится ломать ребенка об колено - типа для его же пользы. Каждое утро мы идем с Ахиллесом в садик. Иногда Ахиллес держит себя мужественно, и только перед садиком начинает кривить губы. Иногда срывается в плач. После садика всегда сообщает: "а я в садике плакал" ("почему?" - "потому что к маме хотел"). Воспитатели утешают, что это постепенно пройдет, просто он пока слишком маленький - ему нет еще и 3-х лет. Может, играет роль, что воспитатели не знают русского, а Ахиллес не знает иврита (он и на русском-то пока с трудом говорит). Плохо еще и то, что ребенка нельзя забрать из садика в любое время: калитка закрыта. Пожалуй, на этом минусы кончаются. В садике куча игрушек, воспитатели производят хорошее впечатление, дети весело играют. Но Ахиллесу все равно трудно.

Недавно было родительское собрание. Главная воспитательница говорила очень темпераментно, помогая себе жестикуляцией, так что даже я поняла не так уж мало, но, конечно, далеко не все. К счастью, добросердечные русские родители мне потом все объяснили и даже оставили свои телефоны. Оказалось, что мы рано радовались дешевизне садика: надо заплатить еще 655 шекелей (на кружки, спектакли, праздники и тому подобное). Конечно, по сравнением с частным садиком, который стоит не меньше полутора тысяч в месяц, все это копейки. По слухам, с родителей тут тянут деньги везде: и в садиках, и в школах. Многие родители стараются тянуть с оплатой, ссылаются на бедность, выписывают чеки по чуть-чуть... Как правило, чем неохотней платишь, тем меньше к тебе пристают... С другой стороны, кружки и экскурсии, говорят, дело стоящее.

В садик надо братьс собой завтрак: сэндвич, фрукт и воду. Если ребенок заболел - надо потом принести справку от врача, а то не примут. В общем, все вполне понятно. Воспитатели явно стараются, и я им доверяю (скажем так, процентов на 80). Вряд ли в этом садике кто-то будет публично унижать и третировать детей, как это нередко встречается в России.

Самая шокирующая вещь в здешних детских учебных заведениях - это вши. Израиль - Земля обетованная не только для евреев, но и для всяческой живности. О вшах хором твердят все знакомые. Это не позор, а норма жизни. Не имеет значения, насколько культурна семья: все дети рано или поздно приносят ЭТО. Злые языки говорят, что во всем виноваты эфиопы и марокканцы, дети которых ходят в те же самые садики и школы. Но это не факт - просто вшам тут комфортно. Единственный способ борьбы - профилактика. Поэтому все моют головы детям чуть ли не каждый день и чешут-чешут-чешут. В аптеках продаются специальные расчески и специальные шампуни. На памятке, которую нам дали на родительском собрании, тоже есть совет проверять головы детям не реже раза в неделю...

После всех этих красочных историй о Витиной школе писать почти что нечего. Называется она "Горовиц". Некоторые говорят, что школа так себе ("хорошие учителя, ужасные дети"). Другие считают, что все школы одинаковы. В школы тут распределяют по месту жительства, как в Америке, так что выбора у нас все равно не было. Кроме того, когда ребенок не знает иврита, выпендриваться особенно не приходится.

Витю определили в класс "хэт", то есть в 8-й. Выдали учебники, в основном б/у. Это большой плюс, потому что учебники здесь очень дорогие, и когда родителям приходится самим покупать новые, это влетает в копеечку. Предметы: алгебра, геометрия, английский, технология, риторика, география (а именно география пустынь), природоведение (типа физики), культура (литература с небольшой примесью искусства), арабский язык (Витя освобожден), ТаНАХ (в этом году проходят 2-ю книгу - "Исход"), народоведение (праздники и традиции). Есть факультативы по музыке и медицине. В целом - детский сад. Вите повезло: его распределили в самую сильную группу по математике (без всяких экзаменовок) и в самую сильную группу по английскому. Теперь английский и математика - его любимые предметы (тут знать иврит почти не нужно). Конечно, с другими предметами у Вити туго, но пока это вроде большого значения не имеет. В классе у них только 2 мальчика совсем не говорят по-русски (правда, между собой они предпочитают общаться на иврите), так что есть кому перевести задания. А тексты из учебников Вите помогает переводить Данина дочка Алиса, которая в свои 10 лет знает иврит даже лучше, чем русский. Еще Витю водят на дополнительные занятия по ивриту. В общем, думаю, он прорвется: у него в запасе еще 5 лет. Хуже всего то, что Витины одноклассники моложе его на год-полтора и, по Витиным ощущениям, совершенные дети. Поэтому он пока что чувствует себя одиноко и все время рвется пообщаться с друзьями из России.

Уроки начинаются в 7.45 или в 8.30 (чаще первое). Каждый день 6-7 уроков, только в пятницу 5. А учатся 6 дней в неделю. Тяжеловато в общем-то. Правда, домашние задания маленькие, да и материал разжевывается по максимуму. Израильская школа ставит своей целью прежде всего воспитать дружелюбных членов общества с нормальной самооценкой, поэтому знания и отметки мало кого волнуют. За любые старания ребенка хвалят и ничего особо с него не требуют. Расплата наступает в 12-м классе, когда приходит пора получать аттестат зрелости (багрут). Так вот, его получают далеко не все (в нашей школе - чуть больше 60% учеников). Просто, расслабляясь все предыдущие годы, дети просто не могут за один год "собраться" и освоить махом всю школьную программу по математике. Поэтому разумные родители нанимают репетиторов, записывают детей в дополнительные вечерние школы (Алису в этом году тоже записали). Не знаю, хороша такая система или плоха. С одной стороны, ничего хорошего в ней вроде бы нет. С другой - в отличие от советской школы, здесь не подавляют личность, что приятно. Конечно, побочное следствие этого - отсутствие дисциплины на уроках. Все галдят, кто-то даже и матерится (по-русски). Витя сидит на 1-й парте, так что ему это не очень мешает. И все-таки мне это импонирует больше, чем принцип "я начальник, ты дурак", на основе которого воспитывались (боюсь, что и воспитываются) поколения рабов.

В общем, посмотрим, что будет дальше. Даже интересно.
 

 

Tags: Садик, Семья, Школа
Subscribe

  • Фильм "Повесть о любви и тьме" (2015)

    Действие происходит в Израиле 1940-х годов. История страны и взаимоотношения в семье показаны глазами маленького мальчика, живущего в Иерусалиме.…

  • Коротко о фильмах

    Совершенно нет времени писать развернутые рецензии. Решила, что лучше рассказать о фильмах кратко, чем вообще ничего не написать. Первые три фильма…

  • Вирджиния Вулф "Миссис Дэллоуэй" (1925)

    "Миссис Дэллоуэй сказала, что сама купит цветы" - так начинается роман. Никогда не читала произведений Вирджинии Вулф и решила, наконец, восполнить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments