inga_den (inga_den) wrote,
inga_den
inga_den

Category:

Перепост. Гиюр в Израиле: взгляд изнутри

Продолжая религиозную тему, публикую интересную и остроумную статью нашего друга, рава Эли Тальберга, который уже лет пятнадцать очень успешно готовит людей к гиюру (насчитала шесть близких знакомых, прошедших гиюр под его руководством).

Гиюр в Израиле: взгляд изнутри

Множество статей регулярно выходят на тему гиюра. Каждая из них выхватывает лишь один взгляд и вызывает бурю эмоций, тогда как явление современного гиюра в Израиле гораздо мощнее и поднимает гораздо более глубокие психологические пласты в сознании нашего общества.
Я преподаю в Израиле на курсах гиюра от различных организаций беспрерывно с конца 1997. Постараюсь сжато сформулировать точки зрения всех втянутых в этот процесс сторон в динамике последних 30 лет.

1. Взгляд пришедшего
Что обычно приводит человека к мысли о гиюре?
а) Дух поиска. Поиск Б-га, Истины, смысла жизни.
б) Событие-катализатор. Таким обычно бывает смерть близкого, тяжелая болезнь, развод.
в) Стремление восстановить историческую справедливость: « там все меня считали еврейкой и я даже страдала от антисемитизма, а тут мне говорят...» или просто утеряные документы.
г) Решение социальной проблемы. Чаще это желание стать под хупу, чтобы дети считались евреями, реже – желание быть похороненными на еврейском участке рядом с близким человеком.

С чем сталкивается человек на первых шагах?
30 лет назад - человек шел в Рабанут, там ему открывали дело и приглашали на заседание. Где учиться и что включает необходимый для гиюра минимум не знали ни кандидаты на гиюр, ни члены равинского суда. Все индивидуально.
20 лет назад – в Рабануте или через знакомых узнают о курсах по подготовке к гиюру.
10 лет назад – реклама курсов гиюра в газете, по радио и в интернете.
Сегодня - google выдает длинный список опций. Больше материалов в интернете, но нет аналогов учебной программе курса.

Общение с равинским судом менялось так:
30 лет назад – обычный равинский суд. Спрашивают, беседуют, три раза отказывают, нет сформулированных требований.
20 лет назад – специальный состав равинского суда, специализирующийся по гиюру. Приятная атмосфера. Начинает формироваться минимальный объем необходимых знаний, но судьи им никогда не ограничиваются. Кроме знаний положительно оценивается путь, приведший человека к Б-гу.
10 лет назад – Атмосфера холодная. «Они хотят, чтобы мы были такими, как они». Вопросы, в основном, вокруг практического соблюдения. Отказ всегда сопровождается подробным списком тем, «которые нужно подучить» . Возвращаться очень не хочется.
Сегодня – Роли между судьями четко распределены: один благорасположен, второй ведет протокол заседания, третий нападает. Главный вопрос: «Как давно ты все это соблюдаешь?».

2. Взгляд религиозного общества
Конечно, следует разделять между ашкеназим и сфарадим, но отношение к «русским» и баалей тшува и герам у них схоже. Коснусь лишь реакции ашкеназского истеблишмента на изменения в сфере гиюра, и в силу того, что большая часть «русских» геров считает себя ашкеназами, и в силу более резкого отношения к гиюру.
30 лет назад – Единичные случаи гиюра или возвращения к тшуве «русских» в различных общинах лишь укрепляло уверенность последних в правильности их пути служения Б-гу. Принимать их принимали, но правом голоса такие новые члены не обладали. «Смешанные» браки с ними редки.
20 лет назад – Количество «русских» баалей тшува очень быстро растёт. Под них открывают «русские» отделения ешив, создаются первые русскоязычные харедимные общины. Гиюр внутри таких общин считается нормой. Также ростёт число геров, прошедших через курсы и «государственный» Бейт Дин и не ставших постоянными членами никакой общины. Это явление вызывает наростающее недовольство духовных лидеров ашкеназского еврейства. Начинается война против «гиюров рава Друкмана».
10 лет назад – «Настоящим» герам рекомендуют повторно окунуться в микву. Базы данных геров и баалей тшува, желающих вступить в брак, больше не смешиваются с базой данных потомственно религиозных. Исключения делаются для очень богатых людей, для легитимизации брака с которыми корни их родословной возводят к великим равинам прошлых веков.
Сегодня – Интеграции русскоязычных общин с ивритоязычными практически нет. Встречается контакт с англоязычными, которые значительно ближе к нам по ментальности. Нелюбовь харедимных общин и людей, проходящий «государственный» гиюр устойчива и уже взаимна.

3.Взгляд государства
30 лет назад – Единичные случаи обращений в рабанут по вопросам гиюра проблемой для государства не являлись. Для «большой алии» в рамках Министерства образования были открыты курсы по еврейской истории и традиции.
20 лет назад – Статистический анализ показал, что 100 тыс. граждан Израиля ( в основном русскоязычных ) не евреи по Галахе и обещал, что через 20 лет их станет 200 тыс. Гиюр становится национальной задачей. По решению комиссии Неемана государством признается только ортодоксальный гиюр. Выделяется бюджет и создается Институт по изучению иудаизма, который последовательно подчиняется Министерству абсорбции, затем – Министерству образования, а позднее становится самостоятельной структурой. В ответ на давление ашкеназких авторитетов на Главный рабанут государство выводит специальные суды по гиюру из-под ведомства Рабанута и переподчиняет их непосредственно Канцелярии главы правительства, а также открывает программу гиюра в армии. Судьи гражданских и армейских судов по гиюру, в основном, из национально-религиозного лагеря ( «вязаные кипы» ) , которые не видят противоречия между работой ( а также службой в армии, высшим образованием, карьерой ) и соблюдением заповедей.
10 лет назад – Бунт харедим против гиюра подавлен: бюрократическая попытка сорвать подписание главным равином Израиля тысяч гос. гиюров провалились; судьи городских равинатов, пытавшиеся анулировать гиюр в нескольких частных случаях, отстранены; чиновники рабанута, отказавшиеся принять документы о гиюре, как подтверждающие еврейство, наказаны. В армейских судах ощущается сильная нехватка судей. В помощь им направляют судей из гражданских судов по гиюру. Последние обучают своих коллег из армейского рабанута своей системе требований, – и как результат, количество гиюров в армии резко сокращается. Попытки найти политическое решение проблемы гиюра ни к чему не привели.
Сегодня – Сбылся статистический прогноз про 200 тыс. «русских» неевреев по Галахе. Деньги на гиюр из гос. бюджета выделяются ежегодно. Большинство «нуждающихся» в гиюре религиозными становиться не собираются. Государственная программа гиюра провалилась.

4. Взгляд Бейт-Дина
30 лет назад – Среди дел по разводу, разделу имущества, разделу наследства начинают встречаться дела по гиюру. «Непонятно, что нужно этим несчастным сумашедшим. Впрочем, нужно проверить, не сумашедший ли перед нами на самом деле и не представляет ли он себе Вс-вышнего висящим на кресте, не дай Б-г!»
20 лет назад – «Нам выпала историческая миссия принимать Искры Святости, рассеянные среди народов мира. Действительно, наступает Геула ( Избавление ). Да, харедимный круг настроен против, но они еще живут категориями Галута ( Изгнания ). Мы должны отнестись к делу с полной ответственностью и помочь пришедшим стать настоящими евреями».
10 лет назад – Большинство судей-идеалистов уже на пенсии. «Очень нестабильно положение меж двух огней. Государство требует лояльности, с другой стороны – не дай Б-г попасть среди равинов в список лояльных. Государство платит хорошо, но стоит ли оно того, если завтра ни одна религиозная семья не захочет породниться с моей. А эти на гиюр все идут и идут. Все уже прекрасно знают, что большая часть из них ходит по улице в нескромной одежде. И об этом уже говорят даже в синагоге, где я молюсь. Нет, пропускать можно только тех, в ком точно уверен. И еще, – Неужели взрослый человек не может выучить наизусть то, что все мы знаем с детства?»
Сегодня – «Работа как работа. Главное следовать протоколу. Все дела потом перепроверяются в Иерусалиме. – Ну, если ты начинаешь работу аж с 7:00 часов, что тебе стоит к 5:20 сбегать в синагогу помолиться? Ты же знаешь, что молитва дома совсем не то же самое, что в миньяне. – А вообще-то этот гер неплохой парень. Поначалу ему будет тяжело вставать пораньше, но со временем втянется. Потом даже благодарить будет. Ведь тот, другой, что был до него сегодня, благодарил. Главное, все записать».

5. Взгляд сопровождающей семьи
30 лет назад – «Потрясающе, в наше время человек таким сложным путем пришел в Б-гу! И мне выпала честь быть рядом. Возможно, от него/нее произойдут новые Онкелос или раби Акива».
20 лет назад – «Приятная семья олим с ребёнком, жившая по соседству, попросила быть их משפחה מאמצת в процессе гиюра. (Так же называют семью, усыновившую ребенка-сироту.) Уровень ответственности говорит сам за себя. С трудом мне удалось устроить их ребенка в религиозную школу. Все субботы и праздники ходили вместе в синагогу, потом все возвращались к нам домой кушать. Чтобы поехать с ними на Бейт Дин пришлось на день отпроситься с работы. Ну, действительно, разве не сделал бы я всего этого для своего ребенка. Атмосфера на суде была очень возвышенная. Судьи выразили надежду, что эти люди уже навсегда стали частью моей семьи. Потом мы организовали им хупу в нашей синагоге..., а потом их договор на аренду квартиры закончился и они переехали. Звонили еще пару раз. Кто-то недавно сказал, что они давно живут в другом городе».
10 лет назад – «Сотрудник по работе попросил быть משפחה מלווה для его дочки, которая записалась на курс Натив в армии. Сейчас это называется сопровождающая семья. Я согласился. Потом мне позвонил ее учитель и спросил, ношу ли кипу, молюсь ли в синагоге и где учатся мои дети, чтобы убедиться, религиозный ли я. Я предложил ей выбрать, на какую трапезу она хочет к нам прийти. Оказалось, что от них требуют быть в семье целиком весь шабат от зажигания свечей и вплоть до Авдалы. Хорошо хоть живет она не далеко от нас, так у меня с женой осталось немного времени на субботний отдых. Рекомендательное письмо написал, на Бейт Дин с ней решил не ехать – жалко терять день работы. После Бейт Дина наша солдатка прислала sms-ку с благодарностью. Больше я ее не видел и не слышал. Натив прислал мне поздравительную открытку на Рош аШана».
Сегодня – «Мне позвонила учительница с Натива (мой номер остался в базе данных семей для армейского гиюра) и попросила быть משפחה מארחת ( семья, принимающая гостей ) для одной пожилой пары, которая живет как раз недалеко от меня. Они, видите ли, стесняются сами пойти в синагогу. Сказали мудрецы: ...стеснительный не ( может стать хорошим ) учеником. ( Пиркей Авот ). Не хочу с ними возиться. У меня и без них хватает проблем в жизни».

6. Взгляд супруга
30 лет назад – «Говорила мне мама: «Не женись на нееврейке». Теперь она запрещает мне поехать навестить родителей в субботу. У нее, видите ли, Шабат».
20 лет назад – «А если я не сделаю обрезания, то она не может стать еврейкой?»
10 лет назад – «Эти бородатые ( судьи ) хотят, чтобы я стал таким же датишным, как они?»
Сегодня – «Если я буду столько молиться, сколько они от меня хотят, то кто будет кормить мою семью? Теперь я понимаю, почему они сидят на шее у государства».

7. Комплексный взгляд
Национальная программа гиюра провалилась. Как уже раньше случалось в Израиле, плавильный котел треснул на «русских». Массы баалей тшува, прошедших гиюр, а также не закончивших этот процесс начали спонтанно самоорганизовываться в общины. В большинстве своем мы сохранили живой поиск Истины, а также способность думать своей головой. Нам легко бросаются в глаза недостатки существующей религиозной системы. Да и представители современного иудаизма смотрят на нас с большим подозрением. Больше всего их пугает духовность нашей волны. Именно она обнажила все проблемы действующей системы. Но, может, именно она и способна вернуть Торе её величие?

Рав Эли Тальберг
Tags: Духовное, Израиль
Subscribe

  • На подступах к Бейт-Шеану

    Вход в заповедник Бейт-Шеан платный (50 шекелей). Кроме того, из-за короны входные билеты надо бронировать заранее. Есть два интервала: с 8 до 17 и с…

  • Благими намерениями...

    В пятницу решила по-другому распределить время и заранее запечь батат в духовке на шабат. Ну что ж, запекла... Вспомнила сегодня вечером: а батат-то…

  • Древний город Шикмона и византийские мозаики

    30 марта, отдыхая в Хайфе, мы решили прогуляться к византийским мозаикам и к пещере пророка Элиягу (Ильи-пророка). Странно, что мы не сделали…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • На подступах к Бейт-Шеану

    Вход в заповедник Бейт-Шеан платный (50 шекелей). Кроме того, из-за короны входные билеты надо бронировать заранее. Есть два интервала: с 8 до 17 и с…

  • Благими намерениями...

    В пятницу решила по-другому распределить время и заранее запечь батат в духовке на шабат. Ну что ж, запекла... Вспомнила сегодня вечером: а батат-то…

  • Древний город Шикмона и византийские мозаики

    30 марта, отдыхая в Хайфе, мы решили прогуляться к византийским мозаикам и к пещере пророка Элиягу (Ильи-пророка). Странно, что мы не сделали…