inga_den (inga_den) wrote,
inga_den
inga_den

Category:

И снова в больнице-2

Итак, израильская государственная больница и лучший роддом Екатеринбурга (дородовое отделение). Вроде отличия формально не столь велики - почему же они мне кажутся такими существенными? Сравним, однако... ("Россия" и "Израиль" - это просто обозначения для краткости).

1. Кровати. Россия: ужасные кровати с жесткой кривой сеткой, на которых спать и просто лежать невозможно, потом все болит. Израиль: прекрасная кровать, у которой можно регулировать положение изголовья (от вертикального до горизонтального), с очень удобным ортопедическим матрасом.

2. Туалет и душ. Россия: 1 туалет и 1 душ на все отделение, причем все время что-то не работает - то лампочка перегорит, то вода не течет. Израиль: 1 туалет и 1 душ на 2 палаты (двухместные или трехместные); в душе нет жидкого мыла, приходится выпрашивать у сестер или тащить из палаты.

3. Свет. Россия: свет в палате выключается снаружи медсестрой во время отбоя. Израиль: выключатель в палате, насильно свет не выключают, кроме того, над моей кроватью есть очень удобная лампа - увы, с перегоревшей лампочкой.

4. Белье. Россия: все свое, принесенное из дома. Израиль: белье новенькое-чистенькое, казенную пижаму и полотенце меняют каждый день.

5. Еда. Россия: кормят совершенно несъедобно, например, на тарелке лежит маленький серый комок рожек; порции микроскопические, если бы из дому не носили - можно умереть с голоду; ужин в воскресенье в 5 часов вечера - а потом как жить? Израиль: кормят очень сытно и обычно вкусно, правда, в шабат ужин тоже ранний - полшестого вечера. Но для израильской больницы характерно странное сочетание продуктов: например, на завтрак 2 раза давали творог и свежие огурцы. Ужин в шабат был вообще просто какой-то дикий: творожок, 2 маленьких сметаны, твердые зеленые оливки, тунец из консервов, острая намазка на хлеб "баклажаны с майонезом", свежие огурцы и вкусная, но тоже странная запеканка непонятно из чего (я опознала только зеленый лук, возможно, там была еще картошка с яйцом, но яйцом и картошкой это все не пахло, догадываюсь исключительно по цвету...) Утром наливают чай или кофе, в обед и ужин пить не дают вовсе - правда, в кухне есть кулер. Впрочем, я быстро поняла, что в Цфате исключительно вкусна вода из-под крана - даже лучше той, что мы в бутылках покупаем. Еда иногда бывает довольно острая, и я не очень понимаю, как такое можно давать людям после операции. Перед моей выпиской случилась сцена: врач разрешил больному, голодавшему перед этим несколько дней, "скушать супчик". В этот день в столовой был суп с грибами и перцем, и медсестра ничтоже сумняшеся потащила этот суп больному! Хорошо, что в столовой работает внимательная русская девушка, она забила тревогу - нельзя после голодовки грибное и острое. Так что больному супчик чем-то заменили.

6. Режим. Россия: в 6 утра будят и гонят в коридор, в очередь - измерять давление. С 8 часов анализы и процедуры, тоже везде гоняют. Израиль: активность в отделении начинается даже раньше шести. Вначале пробегает медсестра и измеряет всем давление. Минут через пятнадцать прибегает снова, уже с термометром (термометры тут прикольные, на несколько секунд под язык - и готово). Потом как бы можно спать до восьми, но поскольку медсестры очень шумные - бегают, громко кличут больных, громыхают тележкой с лекарствами и прочим, то уснуть не так-то просто. Начиная с восьми в отделении и вовсе шум-гам-тарарам: ходят толпы врачей, медсестер, медбратьев и студентов. Анализ крови берут прямо в палате. Каждому больному при поступлении вставляют в вену катетер, так он с ним и ходит: то анализ сдаст, то капельницу получит. С одной стороны, вроде удобно - не колоть вены по много раз. С другой стороны, спать со всем эти добром не очень комфортно. Мне по прибытии поставили капельницу, а потом мне были назначены исключительно таблетки, но катетер медбрат убирать отказался, мол, ждите до понедельника... Так я и страдала 2 дня с совершенно не нужным катетером (воткнули иголку у сгиба локтя правой руки, так что я толком не могла согнуть руку). На специфические обследования возят в кресле (если ты даже спокойно можешь идти сам) или на каталке.

7. Посетители. Россия: запрещены не только посетители, но и свидания с родственниками в приемнике, в лучшем случае раз в неделю отпускают ненадолго с согласия лечащего врача; это мотивируют соображениями дезинфекции и стерильности (ну, в России не везде так, просто мне с роддомом "повезло"). Израиль: полный проходной двор, посетители приходят в любых количествах, просачиваются даже в реанимацию. При этом никаких бахил, халатов, сменной обуви. Ну, надо сказать, что в Израиле на улицах довольно чисто, а в палатах еще и на совесть моют (сперва выливают на пол небольшое количество воды и собирают ее шваброй в сточную трубу; потом еще протирают тряпкой) - во всяком случае, мне было вполне комфортно ходить по палате босиком. В шабат вечером посетителей попросили удалиться в 21.15 (передали по внутрибольничному радио).

8. Персонал. Россия: среди медсестер довольно много таких, которые чувствуют себя хозяйками положения и упиваются своей властью. Даже хорошие по сути тетки к больным относятся снисходительно, как к неразумным детям. Врачи есть разные, в общем, много очень даже неплохих врачей, с которыми можно поговорить при обходе и все выспросить про свой организм. Израиль: медсестры к больным относятся нейтрально, а иногда и пофигистски. Русские медсестры и санитарки относились ко мне с душевностью, которой я не заметила у ивритоговорящих. Вообще, типична ситуация: тебе что-то быстро протараторили на иврите, ты ничего не понял, но объяснять еще раз, медленно и терпеливо, тебе уже не будут. Из приятного: возле каждой кровати висит веревка, дернув за которую, ты можешь позвать сестру. Врачи в Израиле работают на износ и крайне замучены жизнью. Поэтому в больнице с врачом спокойно поговорить просто нереально, он буквально летит мимо тебя - с обхода на операцию, с операции в поликлинику. Скажем, мой доктор Дашковский, направивший меня на операцию, в воскресенье с 7-8 утра в операционной в Цфате (и он действительно там был, когда меня оперировали, где-то около трех часов дня), а с 4-х до 8-ми у него прием больных в поликлинике в Кармиэле (а он еще и в Цфате принимает, и в Кирьят-Шмоне, а живет вообще где-то в 4-м месте). За два своих пребывания в больнице я так и не поняла, кто же мой лечащий врач... Потому что обходы делают сразу врача два-три, а потом тебя приходит смотреть кто-то четвертый, а потом забегает кто-то из первых трех. В общем, если ты не подготовил свой вопрос заранее и не успел его втиснуть между быстрым осмотром и объяснениями студентам, пеняй на себя - ты просто больше не найдешь никого, кто смог бы тебе на него ответить. При этом врачи в Цфате очень милые, добродушные, веселые - ну, хирурги все русские, я уже писала.

Каковы же выводы? По-моему, в России еще вовсю рецидивирует тоталитарное общество, для которого главное - подчинение человека какой-то своей цели. Уже и цель-то утрачена, а система, нацеленная на ее осуществление, осталась. Понятно, что человек тут ни в коем случае не самоцель, он играет для системы роль некого вспомогательного материала. Поэтому хорошим врачам, которые еще остались в российских больницах, так трудно - они делают добро не благодаря, а вопреки системе. В Израиле же такой системы никогда не было, поэтому изначально все старались сделать по-человечески. Но на эти благие старания наложились человеческая лень и пофигизм, а кроме того, острая нехватка врачей. В результате мы имеем то, что мы имеем.

Напоследок еще об одном обстоятельстве, которое очень меня поразило. В соседней палате лежали две друзки. В Израиле к друзам относятся неплохо, в отличие от арабов, они признают государство Израиль, служат в израильской армии, в общем, лояльны и доброжелательны (в целом). У них какая-то очень странная религия, о которой почти ничего не известно (чужим они не открываются, а стать друзом невозможно, можно только родиться, смешанные браки строго запрещены). Так вот, якобы по их религии Мессию должен родить мужчина-друз, причем это может случиться в любой момент. Поэтому мужчины носят широченные штаны (чтобы уберечь гипотетического младенца от падения на землю). В общем, я потенциально относилась к друзам хорошо. И тут вдруг эти соседки: таких закутанных я еще не видела! Даже среди арабок! Длинное черное одеяние, сверху тонкий белый платок, тоже почти до пола, причем повязан от так, что оставляет открытыми только глаза и нос. В общем, чистая паранджа, смотреть страшно. И вот в больнице, при 30-градусной жаре (ну, кондиционер в принципе работает) сидят эти две друзки на своих кроватях. Жуткое зрелище! К ним по вечерам посетители приходили - еще одна такая же замотанная, мужчины такие бодрые в национальных одеждах, девчонка лет шестнадцати в джинсах и яркой кофточке, голова непокрыта. Еще приходила какая-то приятная женщина в очках, в такой же почти одежде, только платок покороче и лицо открыто. Посетители вели себя очень чинно, сидели, разговаривали тихонько. Причем люди явно небедные - у женщин сотовые все время звонили, мужчина их на огромном джипе приехал. Так мне было жалко этих друзок - надо же, думаю, какая дискриминация, хуже, чем у арабов. В общем, сильно впечатлилась. А дома залезла в Интернет - не все так однозначно, оказывается. Да, некоторые друзки прикрывают лица - в основном, пожилые женщины из религиозных семей. Друзы бывают религиозными ("посвященными") и светскими, причем перед "посвящением" мужчин долго испытывают, иногда годами. А вот если женщина хочет посвятиться, ее сразу берут "в религиозные" - друзы считают, что женщина ближе к Богу. И среди их мудрецов были женщины, и священные книги женщина может изучать - в общем, у евреев-ортодоксов дискриминация, пожалуй, поболее будет. Хотя у друзов сегрегация тоже есть: мальчики отдельно - девочки отдельно. Но носить определенную одежду никто никого не принуждает: обычно лет после тридцати, "перебесившись", молодежь сама начинает одеваться более скромно. А вот смешанные браки и впрямь ни-ни! В прошлом году под Кармиэлем друз убил свою дочь за то, что она связалась с еврейским парнем. И сам явился в полицию: мол, делайте со мной что положено, но этот брак я допустить не мог, религия не позволяет. В общем, не судите, коли ничего не знаете. А что можно знать наверняка об этих друзах? Одни слухи и сплетни.

Кстати, похвастаюсь. Выйдя из больницы, я с радостью обнаружила, что могу-таки получить нужную справку на сайте налоговой, открыли мне доступ! Ну, я ведь помимо факсов на прошлой неделе им еще мэйл послала с изложением своей ситуации. И вот добилась своего - совершенно самостоятельно, безо всяких бухгалтеров! Очень гордо мне от этого.
Tags: Израиль, Медицина и здоровье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments