Контрасты Беэр-Шевы: жуткая грязь, река в пустыне и прекрасный музей науки

(Боюсь, что мои беэр-шевские знакомые обидятся на этот пост. Девочки, простите великодушно! Но мне кажется, рассказ о каком-то месте интересен только тогда, когда автор искренен и не умалчивает о своем истинном впечатлении…)

Давненько мы никуда не ездили, и вот решили в День независимости посетить новый для нас город (в моем списке он стал 104-м) - Беэр Шеву, столицу Негева. Почему именно его? Потому что он достаточно большой, а мы там ни разу не были (и вообще не были в тех местах). Кроме того, в Беэр-Шеву пару лет назад ездил мой старший сын, и город ему, скорее, понравился. Наконец, после пуска поезда у нас пока сохраняется 50%-я скидка на проезд по железной дороге, и грех этим не воспользоваться. От Кармиэля до Беэр-Шевы 189 км по прямой, а по железной дороге километров на 50-60 больше. Проезд на троих (я, Даня и Ахиллес) обошелся нам с учетом скидки в 200 шек. (порядка 57$), что, я считаю, вполне по-божески. В День независимости утром и вечером прямые поезда в Беэр-Шеву отправлялись каждый час, что было, конечно, очень удобно. Время в пути - 3 ч 20 мин.

У нас в Беэр-Шеве есть знакомые, и одна из девушек любезно составила для нас план приятной прогулки по центру. Правда, я забыла ей сказать, что мы непременно хотим посетить колодец Авраама. Так что в результате наш маршрут несколько отличался от запланированного.

Накануне вечером страна начала праздновать День независимости, и мы так напраздновались, что утром встали с большим трудом. Я была как сомнамбула и мечтала только о том, как залезу в поезд и буду спать дальше. Поэтому вышли мы позже запланированного, за 35 минут до отправления поезда. Пытались заказать такси - но все телефоны такси были заняты. Общественным транспортом добраться тоже не получалось: в День независимости автобус по главной улице ходит раз в час. Мы с отчаяния пошли пешком, что было в общем-то бесполезно: до станции от нас минут 35 быстрым шагом, а до поезда оставалось 25 минут. Мы махали всем проходящим такси, но они не останавливались. Наконец, одно такси остановилось - и о чудо! мы успели на поезд в 9.59.

Народу было не очень много, но постепенно вагон заполнился. Поспать, как назло, никак не удавалось: было неудобно и шумно. Рядом расположилась компания религиозных детей, примерно от 3 до 10 лет, которые не только галдели (это простительно), но еще и бегали по вагону, оглушительно стуча подметками (я сразу вспомнила о деревянных башмаках). К счастью, в Хайфе дети вышли, и дальше мы ехали более-менее спокойно. Правда, толком уснуть я все равно не смогла.

И вот в 13.20 мы высадились в Беэр-Шеве. Выйдя из здания станции, мы оказались на довольно симпатичной площади с фонтаном. Меня поразили пальмы: их кора была совсем не такая, как у наших кармиэльских. Наши пальмы колючие - а тут гладкая рельефная древесина:

Подруги пугали нас жуткой жарой, однако на улице было более чем терпимо: +28С. Мы решили пойти на автостанцию, которая располагается тут же, рядом, и перекусить там перед долгой прогулкой. На автостанции многие магазины и забегаловки работали. Зашли мы и в туалет, и тут со мной случилась совершенно дикая, на мой взгляд, история. Туалет был платный, надо было опустить в автомат 1 шек. и пройти через вертушку. Даня с Ахиллесом благополучно это сделали, я была последней… и тут я почувствовала одновременно две вещи! Во-первых, вертушка застряла и не поворачивается, так что я не могу пройти вперед. Во-вторых, сзади ко мне прижимается какой-то мужчина, который при этом толкает вертушку и освобождает нас из железного плена. Оказалось, это какой-то немолодой араб решил присоседиться ко мне, чтобы воспользоваться туалетом бесплатно! Я была в таком шоке, что даже не нашлась что сказать…

Потом мы купили фалафель и пошли гулять по Беэр-Шеве: по улице Давид Хахам, мимо каньона Азриэли, потом по Дерех Хеврон. Улицы были совершенно пустынны, Ахиллес даже спросил пару раз: “А где все люди?” (впрочем, одна из подруг сказала мне, что в День независимости все уедут из Беэр-Шевы - как в воду глядела!). Было довольно грязно, ветер заметал песок - пустыня все-таки! Общее унылое впечатление не могли сгладить даже цветущие кусты бугенвиллеи. Я как-то сразу поняла, что Беэр-Шева - не мой город. Мне нравятся города уютные, а тут - громадные пространства, широкие проспекты: Беэр-Шева - второй по площади израильский город после Иерусалима (в пустыне места много!). Я невольно вспомнила Нижний Тагил, где в новых районах ширина улиц тоже поражает воображение (старые районы Тагила я, напротив, нежно люблю).

В какой-то момент начался воздушный парад. В День независимости наши летчики всегда демонстрируют чудеса высшего пилотажа. Надо же такому случиться - очередь дошла до Беэр-Шевы именно в тот час, когда мы отправились гулять по городу! Как ни странно, мы смотрели этот парад в первый раз. Он, действительно, очень классный и поражает воображение: самолеты синхронно выписывают в небе всякие сложные фигуры.

А мы двинулись дальше к колодцу Авраама. Мусора вокруг становилось все больше. Я совсем не чистюля, но обилие в Беэр-Шеве грязных неухоженных мест меня просто поразила. Как же так, я всегда спорила с оппонентами и уверяла, что в Израиле чисто! И вот теперь я иду по улице - и мне неприятно смотреть вокруг. Может, мои оппоненты просто живут в подобном месте? Нет, я не утверждаю, что наш Кармиэль - самый чистый город мира. Собачьи какашки на улицах можно встретить повсеместно, это я признаю. Но все-таки у меня создается впечатление, что у нас жители намного реже бросают мусор, где придется. Ведь чисто не только там, где хорошо убирают, но и там, где меньше мусорят. (Уж не знаю, почему меня потрясла в этом плане именно Беэр-Шева. В Хайфе на нижнем Адаре тоже, мягко скажем, та еще помойка. Может, дело в том, что Хайфу я нежно люблю и поэтому многое ей прощаю?)

Наконец мы добрели до колодца Авраама - и оказалось, что это музей. Внутри работал кондиционер, стояли удобные стулья с большими мягкими подушками, на них отдыхала какая-то арабка… Мы тоже немного посидели в прохладе, но в музей решили не ходить. Во-первых, было жалко денег (почти 100 шекелей). Во-вторых, служители объяснили нам, что посещение музея сводится к просмотру какого-то светомузыкального представления, которое длится час, а нам тратить на это час совершенно не хотелось. Потом я вычитала в интернете, что сам колодец находится в каком-то дворике неподалеку от музея, но не смогла найти точную информацию, так это или не так. Если можно было посмотреть колодец совершенно бесплатно, то мы здорово прокололись. Как говорится, плохо подготовились…

Одна из наружных стен музея покрыта мозаикой с многочисленными портретами

Неподалеку располагался какой-то парк.

Мы перешли дорогу… и неожиданно оказались у берега реки. На берегу паслись коровы: гладкие, ухоженные, совсем не такие облезлые и худые, как в окрестностях Кармиэля. Наличие коров чуть ли не в центре города меня почему-то неприятно поразило (впрочем, это мне казалось, что я в центре, потом я посмотрела на карту и обнаружила, что мы гуляли по южной части). Но еще удивительней, чем коровы, была небольшая речка, которая текла внизу. Речка! В Беэр-Шеве! В центре пустыни! Конечно, такие люди, как мы, не могли удержаться и спустились к воде. Речка выглядела очень симпатично, вода оказалась чистой - и мы, недолго думая, сняли обувь и залезли в воду. Глубина была примерно по щиколотку, на дне - скользкие круглые камни. Очень приятно было освежиться в воде в жаркий весенний день! Это речка почти что примирила меня с Беэр-Шевой.

С другой стороны реки доносилась громкая музыка и толпился народ. Кажется, шашлыки там тоже жарили.

Нашли на берегу такой вот камень. Может, он представляет историческую ценность? :)

А мы отправились дальше, в старый город. Прошлись по симпатичной улочке ККЛ. Вот, казалось бы, милое место, даже в некотором роде туристическое - но мусора было много и там. Стоит прелестный домик, увешанный цветами - а рядом какая-то невообразимая дыра. Ну точно город контрастов!

Дойдя до конца улицы, мы вышли к фонтану. Замечу, что фонтанов в Беэр-Шеве довольно много, и они радуют глаз.

Но рядом с фонтаном вот это:

Меня просто поражала такая “чехарда”. Много мест, где люди явно постарались облагородить городской пейзаж, “сделать красиво”. Причем им это удалось. Но тут же рядом - жуткий срач. Обидно!

А мы тем временем пришли в самый что ни на есть туристический центр. Прошли мимо музея Негева, погуляли в прелестном саду Алленби. Красивые приятные места, мне там понравилось.

В Беэр-Шеве много граффити. Некоторые можно назвать произведениями искусства!

Наш путь лежал в детский парк науки Карассо. Какое счастье, что нам посоветовали туда сходить! Посещение научного музея полностью примирило меня с Беэр-Шевой и грязью на ее улицах. Это просто потрясающее место!

Но обо всем по порядку. Музей недешевый, взрослый билет для жителей других городов стоит 89 шек., детский - немного дешевле. Но милая девушка в фойе, говорящая по-русски (кстати, в Беэр-Шеве мы несколько раз слышали русскую речь), сообщила нам, что есть скидка при оплате кредитной картой “Леуми кард”: 2 билета за 99 шек. Нас посадили за ноутбук, мы попытались купить билеты, но у нас ничего не вышло: сайт кредитной компании намертво завис, причем дважды. Мы уныло отправились к девушке платить полную сумму, и тут она предложила нам помочь все-таки воспользоваться скидкой. Мы, конечно, согласились - и у девушки получилось провести нашу карту! Она предположила, что на ноутбуке просто проблемы с интернетом. Надо сказать, что все служители музея, которых мы видели, молодые и очень приятные.

А сам музей! Во дворе и возле входа можно увидеть чучела доисторических животных в натуральную величину. Причем, если нажмешь на кнопку, животное начинает шевелиться и громко реветь (впрочем, этот рев быстро задалбывает).

Сейчас в музее экспонируется знаменитый мамонтенок Дима - ископаемый мамонт, найденный в 1977 г. в вечной мерзлоте Восточной Сибири. Мы, конечно, сразу направились к мамонтенку. Он производит очень грустное впечатление: маленький, бедный, голенький, только на ногах сохранилось немного рыжеватой шерсти…

Мамонтенок Дима

Скелет мамонта

Потом мы пошли гулять по музею. Он гигантский, и чего там только нет! Познавательные фильмы, экспонаты, презентации, оптические иллюзии, интерактивные игры… Нам пришлось нелегко, ибо мы толком не владеем ни одним из представленных в музее языков (иврит, английский, арабский). Я понимаю иврит не так плохо, но совершенно не владею научной терминологией. Ахиллес, конечно, знает иврит получше нашего, но с физикой пока незнаком. Тем не менее нам, как правило, удавалось разобраться в правилах игры, так что Даня с Ахиллесом сыграли в множество игр: от вращения педалей на скорость до сборки башни при помощи робота-манипулятора. Я иногда тоже участвовала. Почти все игры были ужасно увлекательными.

Фотографии евреев - лауреатов Нобелевской премии. Впечатляет, не правда ли?

Такой телефон был у нас в Екатеринбурге - а теперь это музейный экспонат

Машина, изобретенная Леонардо да Винчи

Уличные развлечения

В общем, Ахиллес не хотел уходить из этого музея. Мы пробыли там почти 3 часа, но даже за 10 минут до закрытия Ахиллес возмущался, что мы еще не все успели посмотреть, и тащил нас в какое-то другое здание… Наконец, мы вышли на улицу - и оказалось, что игры есть и там, начиная с управляемого фонтана. Это был просто какой-то пир впечатлений, попробовать все мы не успели, потому что в конце концов нас все-таки выгнали, и музей закрылся. Очень-очень рекомендую.

На улице было весьма прохладно. До нашего поезда, который отправлялся в 20.12, оставалось около часа. До станции было недалеко, и нам захотелось еще что-нибудь посмотреть. Мы дошли до старой турецкой железнодорожной станции (современная Беэр-Шева была основана турками в 1900 году, старинная существовала уже в XII веке до н. э., но с тех пор дважды была полностью разрушена) и полюбовались на памятник Ататюрку.

Старое и новое рядом

И тут Ахиллес спросил, точно ли поезд уходит в 20.12. Даня полез на сайт проверять и обнаружил, что последний поезд уходит в 19.53!!! Я смотрела расписание несколько дней назад, накануне не проверила. Пришлось поторапливаться. К счастью, мы успели вовремя, даже с запасом. Приходим на станцию - там на табло светится поезд до Кармиэля в 20.12. А на сайте по-прежнему значится 19.53! Потом сайт вообще завис, но, когда очнулся, стал показывать правильное расписание.

До Кармиэля доехали без приключений. Но когда я посмотрела погоду, то пришла в ужас: в Кармиэле сейчас +15С, а мы в футболках и безрукавках. Мы же на жару рассчитывали, а вовсе не на холод! И как, спрашивается, мы доберемся до дому? Транспорт уже не ходит, пешком идти далеко... Я чуть было не впала в панику, но, к счастью, прямо к поезду подъехало несколько такси. Так что к полуночи мы уже были дома. Прощай, Беэр-Шева, город, где я вряд ли еще когда-нибудь побываю! Хотя кто знает...
Tags: Израиль, Поездки

• Фильм "Д’Артаньян и три мушкетёра" (1978)

Мой младший сын после нескольких месяцев чтения домучил, наконец, "Трех мушкетеров" Дюма (мы неоднократно предлагали ему бросить, но он - ни в…

• Способ прийти в себя

Есть несколько вещей, которые помогают, когда мне грустно и тяжело. 1. Хорошая книга. 2. Хорошая музыка. 3. Хороший фильм. 4. Хороший разговор. 5.…

• Несколько очень разных фильмов

Опять совершенно нет времени писать подробно, так что напишу хотя бы кратко, "все в кучу". Единственное общее у всех этих фильмов - то, что…

• Фильм "Д’Артаньян и три мушкетёра" (1978)