inga_den (inga_den) wrote,
inga_den
inga_den

Categories:

Особенный Песах - 2

Оставался еще один нерешенный вопрос - где и с кем проводить пасхальный седер. Предыдущие 6 лет мы праздновали Песах вместе с нашей русской общиной, в первую очередь благодаря ее замечательному раву. Потому что он и умница, и человек прекрасный, да и вообще - наш друг. В каждый седер он старается привнести что-то новое, чтобы в итоге его участники действительно почувствовали себя вышедшими из египетского рабства. Перед тем как пойти в общину, мы  еще садились дома за стол, пару раз даже проводили домашний седер “в ускоренном порядке”. Не можем же мы совсем бросить своих домашних!

Однако в этом году нам в общину идти не хотелось. Казалось, что следует попробовать что-то новое. Родилась идея встретить Песах вместе с консервативной общиной, куда мы ходим учить иврит. Однако оказалось, что обычно общий Песах там не проводят, все празднуют со своими семьями, хотя можно при желании “напроситься” к кому-нибудь в гости. Это нас несколько расстроило: получалось, что праздновать мы будем исключительно с семьей. Однако в последний момент выяснилось, что небольшой седер у консерваторов все-таки будет: в этом году у многих возникла потребность встретить Песах вместе с общиной. Мы позвонили Веронит, которая организовывала седер (кстати, она тоже учит с нами иврит), и нам было велено принести две дюжины яиц, вино и тортик. Седер подготовили своими силами, денег не собирали. Кстати, наша подруга тоже заинтересовалась этим вариантом и вместе с сыном пришла на седер. А мы взяли с собой Ахиллеса. В общем, нас, русскоязычных, было 5 человек.

Маленькое лирическое отступление. Если в странах Америки и в Австралии консервативные и реформистские общины составляют большинство, то в Израиле их считают чуть ли не маргиналами. Вроде как он верят не по-настоящему и вообще не иудеи, а непонятно кто. На мой взгляд, это абсолютно не так. Конечно, особенности есть: у консерваторов мужчины и женщины молятся вместе, более того, женщина даже может вести молитву (впрочем, это бывает довольно редко). Еще консервативные евреи не так строго соблюдают заповеди, например, у них считается допустимым приехать в шабат в синагогу (это связано, в частности, с тем, что в Америке до ближайшей синагоги порою несколько десятков километров). Но в общем и в целом это все тот же иудаизм: те же молитвы, те же традиции, те же заповеди. Я больше скажу: на мой взгляд, расстояние между евреем-консерватором и религиозным сионистом на порядок меньше, чем между тем же сионистом и русскоязычным светским евреем. Скажем, консервативный еврей никогда не будет возмущаться, что в Песах в магазинах хлеба не купишь…

Итак, наступил день Песаха. Я ужасно не выспалась, с 8 до 12 работала, потом как-то пыталась прийти в себя. Но все равно двигалась медленно, как  сомнамбула. В общем, еда была готова не к 17 ч, как было задумано, а только к 17.30. Поэтому с семьей мы посидели совсем мало и уже в 18.35 были в синагоге на молитве. В 19.00 начался седер. Всего пришло человек двадцать пять (включая детей), в том числе несколько новых репатриантов из Бразилии. Мы быстренько перезнакомились: каждый сказал, как его зовут и откуда он.  Идея седера была очень простой и вместе с тем прекрасной: каждый читал очередной отрывок из пасхальной агады на своем родном языке, а связующим звеном был иврит. Таким образом, агада в этот вечер звучала на семи языках: иврите, английском, русском, французском, испанском, португальском и голландском. Это было просто невероятно! Мы были разными - и вместе с тем едины. В конце мы пели пасхальные песни, и это мне тоже ужасно понравилось. Можно было подпевать, даже не зная слов: текст-то перед глазами. Особенно запомнилась длинная-предлинная песня “Ахат - ми йодеа?”, которая прозвучала на редкость дружно. И я, наконец, поняла, чего мне не хватало в нашей русской общине: там я была пассивным слушателем, а тут - полноправным участником седера. И это так здорово!

Пока мы пели песни, дети сбежали и залезли на дерево. А потом мы с Даней и Ахиллесом еще зашли навестить живущего неподалеку друга-инвалида, чтобы ему не было грустно одному в такой вечер. В общем, праздник удался на славу.
Tags: Духовное, Община, Праздники
Subscribe

  • Древний город Шикмона и византийские мозаики

    30 марта, отдыхая в Хайфе, мы решили прогуляться к византийским мозаикам и к пещере пророка Элиягу (Ильи-пророка). Странно, что мы не сделали…

  • Об отдыхе - конспективно

    Итак, в понедельник вечером мы приехали в Хайфу. Успели только разобрать вещи и быстренько искупаться. Во вторник меня разбудил старший сын: у папы…

  • День выборов в Нагарии

    День выборов в Израиле - всегда выходной, при этом общественный транспорт ходит по обычному расписанию, причем междугородний транспорт -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments