Отпуск в Берлине. "В этом черном-черном городе", или Поездка в Дрезден.

В воскресенье мы ездили в Дрезден. Наш автобус по расписанию отправлялся в 10.15, но на билетах было написано, что прибыть на вокзал надо минимум за 15 минут. Я думала, что будет достаточно выйти за час, но Даня считал, что лучше иметь в запасе полтора часа - и оказался прав! Транспортная система Берлина довольно запутана. Есть метро U-Bahn, но его линии спланированы как-то странно, так что иногда это на редкость неэффективный способ попасть из точку А в точку Б. Есть городская электричка S-Bahn, возможно, она возникла исторически раньше, поскольку спроектирована действительно удобно. Но на некоторых линиях интервалы между поездами в вечернее время могут составлять до 40 минут, что не слишком радует. Есть еще автобусы: мы особенно полюбили 109-й, идущий от аэропорта Тегель до зоопарка. Разовый билет стоит 2,7 евро и действителен в течение 2-х часов, так что можно пересаживаться с одного транспорта на другой. Есть какие-то двухсуточные и трехсуточные билеты для туристов, но мы посчитали, что покупать их невыгодно, поскольку мы жили в центре и очень много ходили пешком.

Этим воскресным утром мы решили доехать до вокзала на S-Bahn: от станции до нашего отеля было от силы минут десять ходьбы. Приходим на станцию - а там абсолютно непонятно, где наша линия! Причем по нашей маленькой карте мы вроде бы установили, что предстоит дорога без пересадок, а в действительности оказалось, что надо пересаживаться. S-Bahn ходит кругами, есть несколько параллельных линий, так что непонятно, где начальная и где конечная станция. Названия направлений, которые написаны на дисплеях, тоже неочевидны. В общем, мы запутались и стали спрашивать всех подряд, поскольку время уже поджимало. К сожалению, на наши вопросы никто не знал ответа, хотя все добросовестно пытались помочь: запрашивали приложение на телефоне, старались вместе с нами разобраться в карте. (К чести берлинцев надо сказать, что они на редкость отзывчивы к просьбам туристов. За неделю нам попалась всего одна тетка, которая в ответ на наш вопрос мрачно буркнула: "Не знаю!") Наконец, нашелся один компетентный дядька, который объяснил, что надо ехать до остановки Весткройц, там пересесть и ехать до Зюдкройц. Мы так и сделали, успешно пересели и наконец-то немного расслабились: на конечной станции, Зюдкройц, как раз и находился наш вокзал. Хорошо что Даня не окончательно потерял бдительность и услышал объявление на английском, что поезд дальше не идет. Я не могла этому поверить, это просто не укладывалось в моей голове! На следующей остановке все пассажиры и впроавду вышли, но кто-то, напротив, зашел. Я спросила у зашедшего, куда дальше пойдет поезд, и услышала, что он едет обратно. И тут мы рванули из вагона!

На щите висело большое объявление на двух языках, английском и немецком, что в выходные проводится ремонт и поездов не будет до утра понедельника. Еще было написано, что можно воспользоваться автобусом, остановка которого находится где-то под мостом. Мы в растерянности выбежали из дверей станции, пытаясь понять, где же искать вышеупомянутую остановку. По случаю воскресного утра народу не наблюдалось, спросить было не у кого. Надо сказать, что в Берлине магазины по воскресеньям не работают. Не шабат, конечно, но чем-то напоминает. Наконец, появился какой-то человек и показал нам, где остановка. Мы стали ждать автобуса, который, судя по расписанию, как раз должен бы прийти, но все никак не приходил. До отхода нашего автобуса в Дрезден оставалось минут 35. Когда ожидание стало невыносимым, мы поймали такси, и таксист за 11 евро довез нас до вокзала. Мы быстро нашли нужную остановку и стали ждать автобуса. Несмотря на грозные предупреждения о том, что надо прибыть минимум за 15 минут до отправления, сам автобус прибыл ровно за 5 минут. Все быстренько погрузились, и с опозданием 5 минут мы двинулись в Дрезден. Водителем была женщина, она несколько удивилась нашим двойным билетам в Дрезден, но виду не подала.

Мы ехали по очень приличной дороге (в самом Берлине, увы, дороги оставляют желать лучшего). Вначале, к сожалению, по обеим сторонам шоссе тянулись громадные заборы, за которыми невозможно ничего разглядеть. Но постепенно заборы исчезли, и появилась возможность полюбоваться окрестной природой. Меня удивило обилие лесов, причем на редкость густых. Время от времени попадались гигантские ветряки, напоминающие какие-то инопланетные сооружения. Чуть больше двух часов - и мы в Дрездене!

Дрезденский вокзал

Честно скажу, Дрезден произвел на нас довольно удручающее впечатление. Какой-то унылый тоскливый город. Похоже, социалистическое прошлое сильно повлияло на энергетику города; почему-то аналогичные домы в Берлине не действуют столь угнетающе. Исторический центр, конечно, на редкость красивый - но здания местами абсолютно черные, что тоже придает городу на редкость угрюмый вид. В 1945 году Дрезден был почти разрушен авиацией Англии и США - довольно бессмысленная и при этом на редкость разрушительная бомбардировка. На реставрацию зданий ушло много десятков лет. Причем большинство дворцов построено из песчаника, у которого есть свойство впитывать пыль и копоть. В ХХ веке, с развитием автомобильного транспорта и промышленности, эта особенность стала роковой: теперь камни надо постоянно скрести, это улучшает внешний вид, но портит сами камни...

Мы решили погулять по историческому центру, пока еще светло. Слов нет, красиво! и вместе с тем давит... из какой-то арки доносилось профессиональное оперное пение: сильный красивый баритон. Оказалось, это какой-то дядька с оперным голосом просит милостыню в двух шагах от оперного театра. Мы, конечно, ему подали.

В Дрездене ходят трамваи.

Набережная Эльбы

Монументальный новострой - мечеть?

Здание ландтага (центр земли, что-то типа облсовета). Даня не сразу поверил, что это убогое сооружение выполняет столь важную функцию.

Очередное уродливое здание. Называется "центр конгрессов".

Вид на прекрасные памятники архитектуры портят уродливые синие трубы.

Снова ядовито-синяя труба.

Черный город.

Погуляв и пофотографировав, мы отправились в знаменитую Дрезденскую галерею, ради которой, собственно, и приехали в этот город. Даня потом спросил меня, почему в знаменитых музеях не так много картин, которыми хочется восхищаться. К сожалению, это действительно правда. Из Дрезденской галереи запомнилось немногое: опять любимый Боттичелли, "Автопортрет с Саскией на коленях" и "Похищение Ганимеда" Рембрандта, "Вирсавия" Рубенса, еще одна очень нетипичная для Рубенса картина "Старуха с жаровней", "Святая ночь" Корреджо с ее удивительным светом, многочисленные картины Кранаха и немного Дюрера... На полотнах Дюрера и Кранаха немцы выглядят довольно-таки страшными, не хотелось бы оказаться рядом с ними в темном переулке (в отличие от просветленных итальянцев). И, конечно, "Сикстинская мадонна", которая действительно прекрасна. К сожалению, она не очень удачно висит, несколько высоко, так что не удается разглядеть детали, да и освещение далеко от идеала.

Мадонна Боттичелли

Еще одна Мадонна Боттичелли

"Старуха с жаровней" Рубенса

Это не коллаж, это настоящая картина! XVII век.

Вот таким нарядным был Дрезден всего каких-то 250 лет назад. И куда все подевалось?!

После приобщения к искусству мы пошли покушать. Нашли недорогое итальянское кафе, причем официант ужасно напоминал мне одного старого знакомого. Как ни пытались растянуть время ужина - пришлось выходить на морозную улицу. Солнце село, и было зябко. Пошли потихоньку к вокзалу, и вдруг наше внимание привлекли люди, которые явно собирались устроить уличный концерт. Их было двое. Один играл на ударной установке, другой барабанил по табуреткам и прочим странным предметом и при этом неплохо пел. Музыка была энергичная, собралась небольшая толпа. Кто-то хлопал, какой-то ребенок танцевал. В общем, в унылом Дрездене мы наконец-то увидели нечто зажигательное. Я люблю хорошую музыку, и мне все равно, какой это стиль; более того, я даже люблю эклектику. Так что я купила их диск за 5 евро - и не пожалела. Барабанщика звали Одед Кафри, его имя было написано прямо на барабане. Я подумала, что это чисто израильское имя. Вместе с диском мне дали буклетик, там был адрес сайта... В общем, оказалось, что барабанщик и впрямь родился в Израиле. Учился музыке во Франции, жил в Лондоне, сейчас живет в Гамбурге... И очень любит устраивать уличные концерты по всему миру. В общем, повеяло чем-то родным... Представление о концерте можно составить по этому ролику:
Только у нас было гораздо темнее и гораздо холоднее, да и публика реагировала более активно. Но песня про Одессу тоже прозвучала!

К сожалению, Одед "спрятался" за ударной установкой

Благодаря подсветке ночью дворцы смотрятся чуть ли не лучше, чем днем.

Итак, мы поспешили на вокзал, где долго искали остановку своего автобуса. Наконец, нашли. До автобуса оставалось еще около получаса, я решила достать на всякий случай билеты - и о ужас! оказалось, что я перепутала время!! Причем это для меня совершенно нехарактерно, я обычно все перепроверяю по 20 раз. Что со мной случилось на сей раз - ума не приложу, но автобус должен был отправиться не в 19.40, а в 19.20. А мне непременно надо было зайти в туалет перед долгой дорогой. Было 19.14, впрочем, автобус еще не пришел - и я рванула. Вокзал был не так уж близко, так что большую часть пути я бежала бегом. Добежала назад - мне Даня машет, в общем, я успела. Даня потом рассказывал, что автобус пришел сразу, как только я скрылась из виду. Он попытался уговорить водителя меня подождать, но водитель заявил, что ждать никого не будет. К счастью для нас, пара пассажиров долго копалась, у них возникла какая-то проблема, и пока ее решали, явилась я, опоздав на две минуты.

Автобус был полон, так что мне пришлось сидеть рядом с каким-то мужиком неформального вида. В дороге мужик достал небольшую бутылку пива и выпил. Затем достал еще одну и тоже выпил. На окраине Берлина мы застряли, просто встали посреди улицы - а перед нами легковушка. Водитель объяснил, что надо ждать полицию. Мы так ничего и не поняли: то ли водитель стал свидетелем аварии, то ли сам въехал в эту легковушку так мягко, что мы ничего не почувствовали. В общем, мы бессмысленно стояли там минут 40, не меньше. Пассажиры при этом проявляли поразительное терпение. Мы живо представили израильтян, которые в аналогичной ситуации тут же вышли бы, махая руками, стали бы учить водителя, как жить и что делать. А также орать на него, что им срочно нужно ехать. Но немцы покорно сидели в автобусе и, похоже, никуда не торопились в этот поздний воскресный вечер. Мой сосед достал какую-то здоровенную бутыль и хлебнул прямо из горла, после чего вышел из автобуса и поймал такси. Наконец автобус тронулся с места.

Мы приехали на Александрплац, это было довольно далеко от нашего отеля: отель на юго-западе, а площадь на северо-востоке (хотя и то, и то в центре). Площадь огромная, и мы с большим трудом нашли станцию метро - пришлось спрашивать у прохожих. До отеля пришлось ехать целых 19 остановок - выше я писала, что метро спроектировано крайне нерационально. В метро какой-то дядька пил пиво прямо из бутылки. Вспомнив соседа по автобусу, я сделала предположение, что у немцев разрешено пить в общественном транспорте. На что Даня показал мне на картинку с перечеркнутым алкоголем, возле которой как раз и стоял любитель пива. Нет, немцев никак не назовешь законопослушными...
Tags: Европа, Путешествия

• Программа-минимум выполнена

Какой же сегодня был прекрасный день! Можно было никуда не торопиться, неспешно все делать в своем темпе. Как ни странно, свою программу-минимум я…

• Ура! Книга закончена!

Не моя, правда :). Это комментарий к Торе средневекового еврейского философа Абарбанеля, перевод на русский. Планируется то ли 9, то ли 10 томов. Мы…

• Отдых. Дни 4-5. Общение.

В субботу мы встречались с нашими хайфскими друзьями, которых не видели почти год. Они повезли нас на пляж а-Шакет. Он вообще-то религиозный, то есть…