Римские каникулы - 5. Флоренция

В воскресенье мы поехали во Флоренцию. Пришлось встать пораньше, потому что наш поезд отправлялся в 9.30. Мы, правда, пошли по пути наименьшего сопротивления и заранее заказали такси до вокзала за 12 евро - решили, что это проще и надежнее, чем полагаться на метро. Прибыли на вокзал заблаговременно, наконец, и поезд подошел, чем-то похожий на израильские поезда. Поезд оказался полупустым - видимо, утром воскресенья народ предпочитает отсыпаться, а не путешествовать (вечером народу было гораздо больше). Наш экспресс шел практически без остановок и развивал скорость до 250 км/час (текущая скорость периодически отображалась на табло). Как ни странно, туман временами был таким густым, что за окном ничего нельзя было разглядеть! Вообще, места красивые, но все попытки сфотографировать их провалились: окна были грязными, и все фотографии - в серых каплях. Поезд часто нырял в тоннели, где ужасно закладывало уши. В целом доехали мы весьма комфортно, полтора часа - и во Флоренции (а поезд отправился дальше, в Венецию).

От вокзала мы двинулись к галерее Уффици (а зачем еще ехать во Флоренцию?). Все рядом, 20 минут - и мы уже стоим в очереди за билетами. Очередь идет довольно быстро, минут 25 - и мы уже внутри. Поучили подробную схему галереи, очень удобно. Музей большой, вначале мы добросовестно осматривали все подряд, но скоро нам надоело. Ну, Рогер ван Вейден ничего... Он мне и раньше нравился, даже небольшой его альбомчик есть. Везде висели таблички, что залы Боттичелли и Леонардо да Винчи закрыты, но их картины можно посмотреть в другом месте. Я уж не поняла, в чем там было дело: кажется, часть картин забрали на какие-то выставки.

И вот подходим мы к "новому" залу Боттичелли и видим "Рождение Венеры". И я... чуть не разрыдалась. Просто с трудом сдержала спазм в горле, так что обошлось без громких всхлипываний, просто слезы потекли. У меня никогда в жизни не было такой реакции на произведение искусства!!! При том, что к живописи я неравнодушна, бывала в разных музеях, Эрмитаж мною исхожен вдоль и поперек, можно сказать. Но Боттичелли!!! А ведь я его когда-то совсем не любила. И вообще, в школе меня учили, что самые великие художники Возрождения - Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Встречи с ними я и ждала, за ними и ехала во Флоренцию... А оказалось - за Боттичелли... Эта Венера - она такая красивая, и грустная, и абсолютно чужая всем остальным. Она настолько не от мира сего... Но напротив висит другая картина Боттичелли - "Весна". И там невозможно оторваться от Флоры, которая, напротив, абсолютно земная. И 3 грации танцуют. А между ними - гораздо менее выразительная беременная женщина. Зачем она здесь? Она как нейтральная ось, которая уравновешивает граций и Флору. Чем-то мне эта картина напомнила "Танец" Матисса - так же голова кружится... А еще "Палалда и кентавр", и мадонны с младенцами. И все - Боттичелли, все в одном зале. Я просто не могла оттуда уйти. Не могла - и все. Но пришлось. Впрочем, мы потом с Даней вернулись. И снова стояли, смотрели...

Кстати, как раз в это время в зал вошла какая-то русская группа. И тетя-экскурсовод, сюсюкая, рассказывала, что изображено на картине. Она обращалась ко взрослым людям, но говорила так, будто перед ней младшие школьники. Я лишний раз порадовалась, что мы предпочитаем ходить по музеям сами, без экскурсий.

Пошли в зал Леонардо да Винчи. Впрочем, там висела всего одна картина Леонардо - "Благовещение". И еще одна другого художника, где Леонардо в бытность свою подмастерьем нарисовал ангелочков. "Благовещение" меня поразило - но совсем не так, как картины Боттичелли. У меня возникло стойкое ощущение, что рисовал не человек. И эти, которые на картине, - не люди. И вообще - "чужие среди нас". Вспомнила "Джоконду", которую видела только на репродукциях, - похоже, вживую она такое же странное впечатление производит.

А еще в галерее Уффици я поняла, что некоторых художников недооценивала. Скажем, у Рубенса очень интересные портреты. И Тициан мне тоже очень понравился, особенно "Венера" и опять же портреты. А вот Рафаэль как-то не впечатлил, от его картин веяло безнадежностью... Мы гуляли по галерее почти 3 часа. Ахиллес - герой, как он все это вынес!

Потом отправились в галерею Питти. Перешли Арно - он зеленый, милый, тихий, хотя, если приглядеться, течение довольно сильное. Мост Понте-Веккьо - закрытый, типа галереи, там ходят толпы туристов, кто-то чем-то торгует...

Дошли до палаццо Питти и купили билеты в галерею Палатина (они стоили вдвое дороже, чем в галерею Уффици, зато нет очереди). Ходили по галерее 1,5 часа, все посмотреть, конечно, не успели. Проспект был крайне неудобный, трудно выбрать какие-то конкретные залы, приходилось обходить все подряд и читать все подписи. Но в целом собрание, конечно, интересное. Прекрасные античные скульптуры, такие замечательные лица у всех - просто Человеки с большой буквы! Такой контраст с более поздними картинами, хотя бы с тем же Тицианом - похоже, потом народ сильно измельчал.

В галерее Палатина крупнейшее в мире собрание Рафаэля - 11 картин. Собственно, из-за Рафаэля мы туда и пошли. К сожалению, несколько картин отсутствовало, они были на выставках. Вначале я как-то не очень оценила Рафаэля, но потом "врубилась". Например, от портрета юноши было просто невозможно оторваться. Или его мадонны - все такие светлые. Вообще, все персонажи на картинах Рафаэля в этой галерее - очень светлые, их образы как будто разгоняют окружающий мрак. Например, "Донна Велата" - только заходишь в зал, как уже сразу видишь ее сияющий облик. У меня не хватает красок и слов все это описывать, но поверьте, что Рафаэль в галерее Питти - это очень здорово. И опять же Рубенс с Тицианом порадовали. И Ван Дейк.

Но нам надо было торопиться на поезд. Нормально поесть уже не успевали, зашли в "кафе самообслуживания", то есть столовку. Заказали 3 больших куска пиццы (решили попробовать разные), 2 бокала вина и колу. Отдали за все это 21,6 евро - но оно того стоило, было очень вкусно. Вокзал - поезд - метро до площади Испании. Оттуда 20 минут пешком - и мы дома.
Tags: Европа, Путешествия

• Отдых. Дни 4-5. Общение.

В субботу мы встречались с нашими хайфскими друзьями, которых не видели почти год. Они повезли нас на пляж а-Шакет. Он вообще-то религиозный, то есть…

• Отдых. День 3. Прогулка по Хайфе

Бахайские сады Опять волны. После того как волна сбила меня с ног, я больше не купалась. Лежала на пляже и читала милую книжку. Зато потом мы…

• Отдых. День 2. Герцлия и выставка Сальвадора Дали

Спала плохо. Проснулась среди ночи, сдуру залезла в интернет - а потом полтора часа мучилась бессонницей. Море тоже не порадовало. Волны, меня…