И снова на Храмовой горе!

Давно собирались съездить на Храмовую гору. Я там вообще целый год не была. Взяла отпуск на 22 июня. К нам с Даней хотели присоединиться мой папа с Ахиллесом, а также наш друг Кирилл. К сожалению, у Кирилла возникли проблемы со здоровьем, а у папы утром намеченного дня подскочило давление до 200. В итоге пришлось нам ехать втроем: я, Даня и Ахиллес.

При планировании поездки мы, естетственно, не учли, что она приходится на мусульманский праздник Рамадан. Точнее, мы знать об этом не знали. И когда Рамадан вдруг наступил, стало как-то тревожно: в Иерусалиме во время этого праздника число агрессивно настроенных арабов, как правило, возрастает. Ну правильно: посиди весь день без еды... Если честно, я вообще не понимаю, как они это выдерживают. Ладно без еды - так ведь пить тоже нельзя! Летом, в жару! От восхода до заката! В Израиле, кстати, Рамадан соблюдают очень многие арабы. В частности, у моего сына на работе. Говорят, что таким образом духовно просветляются и приближаются к Богу. У евреев, кстати, тоже ведь есть Йом-Кипур, но там аналогичный пост - всего сутки.

И вот мне пришла в голову светлая мысль проверить, в каком режиме пускают туристов на Храмовую гору во время праздника и пускают ли вообще. Мы позвонили нашей подруге, она связалась с иерусалимской полицией - и оказалось, что вход на Храмовую гору - только до 10 утра! Значит, выезжать из Кармиэля надо автобусом в 5.15. Для нас это безумно тяжело, особенно для Дани. Впрочем, для меня тоже: я накануне еще и работала до 22.00.

Но что поделать, другого выхода нет. В июле нам запретили брать отпуска по причине нехватки работников, так что о переносе свободного дня не могло быть и речи. Спала я ужасно, можно сказать, почти и не спала. Не знаю, почему так вышло, бессонницей я пока не страдаю. Видимо, это было мне такое испытание перед подъемом на Гору .

Встали в 4 утра, сели на автобус и поехали. В Иерусалиме были примерно в 7.45. Господи, как же там было холодно! Я буквально шла и дрожала. Хорошо хоть Ахиллесу догадалась кофту взять. Через час солнышко всё нагрело и стало жарко. Но не слишком, всего +26С, что для летнего Израиля - отличная прохладная температура. Мы сели на трамвай и поехали к Старому городу. Где-то в 8.30-8.40 уже были на Горе.

В отличие от прошлых разов, очереди на Храмовую гору не было вовсе, что приятно нас удивило. Еще удивило, что к нам совершенно не прикапывались, хотя мы честно сказали, что живем в Кармиэле (а к израильтянам придираются гораздо больше, чем к туристам). У нас даже теудат-зеуты (удостоверения личности) проверять не стали! На вопрос, зачем нам на Гору, полицейский тут же сам стал весело отвечать за меня. Вот что значит путешествовать с ребенком!

Был еще один нюанс. При входе на Храмовую гору охранники всегда отбирали у нас книги. Неважно какие, вплоть до сказок Андерсена, мотивируя это тем, что содержание книг им неизвестно: вдруг мы будем по ним молиться? А молиться на Храмовой горе строго запрещено всем, кроме мусульман. В этот раз мы были во всеоружии и никаких книг не взяли вовсе. Только у Ахиллеса в рюкзаке была пара красочных детских книжек. Но оказалось, что по случаю Рамадана так же запрещено проносить на Храмовую гору любые напитки! А у нас, как обычно, была вода и вино, замаскированное под кока-колу. Пришлось все оставить. Мы хотели, как обычно, оставить на входе весь рюкзак, но нас заставили выставить именно напитки (причем потом оказалось, что Ахиллесу в бутылочку долили холодной воды!) Еще спросили, есть ли еда, мы честно ответили: "да" - у нас было немного печеной картошки и орехов. Заставили показать, но выкладывать не просили: видимо, решили, что такое жалкое количество еды внимания не привлечет.

Как только нас пропустили, иорданские пограничники стали требовать, чтоб я надела какую-то шаль. Скромный вид и все такое. Но у меня была с собой кофтенка с длинными рукавами, которую я взяла на всякий случай: мы собирались зайти потом в религиозный район за книжками. Кофтенку эту я тут же нацепила, и мы пошли гулять по Храмовой горе.

Замечательное это все-таки место! Там такая аура, как будто домой пришел. Но дом этот огромный, светлый, Божественный. Обычно по Храмовой горе гуляют толпы арабов, но на сей раз народу было крайне мало. По причине Рамадана или по причине раннего часа - не знаю. Мы неспешным шагом обошли всю территорию два раза. Дане все хотелось, чтобы кто-нибудь сфотографировал нас втроем, но подходящие туристы никак не попадались. Тогда Даня обратился с этой просьбой к арабскому охраннику, но тот сделал отрицательный жест: не могу, мол. И сказал по-английски, что он плохой человек.

Когда мы начали третий круг, все арабы вдруг стали хором скандировать какие-то слова. Было похоже на молитву. Я прислушалась и поняла, что они кричат: "Аллах акбар". Почему мы вначале этого не поняли? Потому что они произносили слова немного по-другому, что-то вроде "АллахУ акбарУ". Никакой агрессии не ощущались, они просто громко повторяли одно и то же. Потом большая часть замолчала, однако крики "Аллах акбар" продолжали откуда-то доноситься. Оказалось, что на гору пришли три ультрарелигиозных еврея (два мужчины и одна женщина). Они, как обычно, идут под охраной полицейских, а их окружает группа арабских женщин, которые исступленно орут этим людям прямо в лицо. Женщины, понятное дело, в хиджабах, у некоторых были даже закрыты лица (вообще-то в Израиле это редкое зрелище). Ахиллес слегка испугался, да и мне стало неприятно. Мы немного прошлись поодаль, наблюдая за отвратительной ситуацией и слушая мерзкие вопли, а потом все же ушли.

Помолились у Стены плача и отправились в магазин религиозной литературы в Меа-Шеарим. Хозяин магазина относится к нам с нескрываемой иронией - ну и плевать. Зато у него самый богатый в Израиле выбор книг по иудаизму на русском языке. Купили подарки для нашего друга-рава и кое-что для себя. Я с удивлением обнаружила в этом магазине роскошно изданную книгу "Томер Двора", которую я корректировала год назад. К сожалению, мою фамилию переврали - причем на трех языках, и везде по-разному. Ну ладно, переживу.

После магазина пошли в любимое кафе и немного погуляли по центру Иерусалима. Время было еще детское, гулять бы да гулять, но после бессонной ночи на это уже не осталось сил. Так что в четыре часа мы сели на автобус и поехали домой. И в автобусе я спала сном младенца.

Этой оливе явно несколько сотен лет. Может быть, даже 1000.

Интересно, что это за птичка разгуливает по Храмовой горе? Удод, что ли?