inga_den (inga_den) wrote,
inga_den
inga_den

Category:

Еврейские праздники: Песах

(Продолжила рассказ про Песах, но в отдельный постинг вставлять не стала - пусть уж будет в одном месте...)
Песах - это еврейская Пасха. В отличие от христианской, она длится целую неделю и сопровождается воистину грандиозными приготовлениями. Дело в том, что во время Песаха в еврейских домах не должно быть хамеца, к которому относится хлеб и прочие мучные изделия, овсянка, пиво и большая часть сортов водки. Поэтому хорошая еврейская хозяйка начинает уборку дома к Песаху месяца за два... Моет стены, драит шкафы, разбирает продукты: не затесался ли куда-нибудь проклятый хамец? Заодно выбрасывают старую одежду и посуду, моют окна. В общем, генеральная весенняя уборка!
Хамец, избавиться от которого не удалось, запечатывается в картонную коробку и продается нееврею. Но только на время Песаха: если нееверей не внес деньги за продукты (а он, естественно, не внес), сделка объявляется недействительной. Наша семья на время Песаха тоже стала счастливой обладательницей некоторого количества чужого хамеца, которого мы даже не видели никогда...
В этом году, кстати, израильское правительство постановило запретить торговлю хлебом в Песах на государственном уровне. В крупных супермаркетах завешены полки с любым хамецом. В русских магазинах не так, но хлеб не продают и там. Можно, конечно, было закупить хлеб на неделю вперед, но мы решили не извращаться и прожить неделю без хамеца: тем более, что Тора прямо и недвусмысленно требует этого не только от евреев, но и от прочих жителей Израиля ("пришельцев"). Чтобы наши души "не были отторгнуты от народа Израиля" (чего бы нам безусловно не хотелось), мы пошли на определенные ограничения в питании и питье. Запаслись мацой, которую в Песах едят вместо хлеба (честно говоря, пожадничали: за неделю съели только половину). Дружно выпили до начала Песаха все пиво, закупили побольше вина, а папе купили водку "кошерную на Песах" (говорят, ее из нефти делают...) Остальной хамец сложили в картонную коробку и запихнули под стол. Однако в ночь перед Песахом меня вдруг посетила ужасная мысль: я вспомнила, что где-то читала, будто уксус - это тоже хамец. Полезла в шкаф с консервами - о ужас! везде есть уксус. Открыла холодильник: и там не лучше! Уксус в салатах, в томатном соусе, даже в майонезе... Что же мы будем кушать целую неделю?! В общем, уснула я с трудом, а с утра принялась звонить раввину. К счастью, он меня успокоил: строго говоря, хамецом считается не всякий уксус, и нам, неевреям, уж точно не надо заморачиваться по этому поводу. От сердца отлегло...
Следует заметить, что для многих соблюдающих евреев диетарные законы Песаха - довольно строгие. Ашкеназские евреи (то есть выходцы из Восточной Европы и бывшего СССР), согласно обычаю, избегают в Песах не только хамеца, но и так называемых китнийот: продуктов, которые теоретически можно спутать с хамецом. Сюда относится всё, что размером меньше картошки: все прочие крупы, фасоль, горох, семечки, кукуруза и т.д. (исключение - оливки). Ну и, конечно, не едят любой уксус и консервы. С большой осторожностью употребляют растительное масло: например, подсолнечное тоже запрещено (семечки подсолнуха - китнийот). Хасиды Хабада ограничивают себя еще сильнее: говорят, что они не едят даже помидоры... Как обычно, доходит до фанатизма: кое-кто закупает пластмассовые бочки, чтобы запастись водой на весь Песах (ведь если в воду попал хамец, пусть даже одна крошка в целый источник - вода считается некошерной). К счастью, среди наших знакомых таких фанатиков нет.
Короче говоря, самая популярная в Песах еда - это картошка. Конечно, можно также есть мясо - но у кого хватит денег питаться исключительно мясом? Кстати, сефардские евреи (выходцы из Испании и стран Азии) китнийот - например, рис - кушают в Песах совершенно спокойно.
В целом же Песах - праздник очень светлый. Это праздник свободы, освобождения от рабства, праздник выхода евреев из Египта. Хорошо проведенный седер Песах - праздничный ужин в первый вечер Песаха - производит неизгладимое впечатление. Нам с Даней повезло побывать именно на таком. Для папы идти до места проведения седера было далековато (в Песах транспорт не ходит), так что он с детьми остался дома (ну, для дома я тоже приготовила немало вкусной еды, чтобы им было не обидно). Начался седер в восемь, а закончился в первом часу ночи. При этом почти два часа мы только слушали нашего раввина и ничего не ели. Зато потом принесли кучу еды, и надо было быстро ее съесть. Все было очень торжественно и интересно, потому что наш раввин любит привязывать старинные обычаи к современности. Так, на этом седере он читал нам отрывки из пьесы Шварца "Дракон". И положенные куски из Торы тоже читал, разумеется! А другой член нашей общины провел с нами 4 медитации...
Еще мы с Витей ездили в Песах на экскурсию в Иерусалим. Экскурсия была от ХАБАДа, причем с обедом, так что мы ощутили на своих желудках, чем хабадники питаются в Песах. Нам подали мацу, картофельное пюре, жареную курицу и тушеный перец. В общем, было неплохо :) И вообще экскурсия оказалась замечательная, благодаря прекрасному экскурсоводу - Александру Маймону. Он очень интересно рассказывал: и о Старом городе, и о современном Иерусалиме, когда мы ехали в автобусе из одного конца города в другой. В общем, в Иерусалим хочется приезжать еще и еще...
Tags: Иерусалим, Поездки, Праздники
Subscribe

  • Отдых. Дни 4-5. Общение.

    В субботу мы встречались с нашими хайфскими друзьями, которых не видели почти год. Они повезли нас на пляж а-Шакет. Он вообще-то религиозный, то есть…

  • Отдых. День 3. Прогулка по Хайфе

    Бахайские сады Опять волны. После того как волна сбила меня с ног, я больше не купалась. Лежала на пляже и читала милую книжку. Зато потом мы…

  • Отдых. День 2. Герцлия и выставка Сальвадора Дали

    Спала плохо. Проснулась среди ночи, сдуру залезла в интернет - а потом полтора часа мучилась бессонницей. Море тоже не порадовало. Волны, меня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments